Но любовь к распродажам заставляет людей забыть об экономии и тратить. «Черная пятница» прошла, и наступил «киберпонедельник», так сказать, аттракцион невиданной щедрости для тех, кто не успел сделать покупки накануне. На них, кстати, потратили 9 млрд долларов, и это только в интернете. Рекорд побили жители США. Без них не обошлось и у нас. Небывалый интерес к ациям — у жителей Актау, Шымкента и Усть-Каменогорска. А вот в Таразе, Костанае и Петропавловске ажиотажа не было. Это показал анализ поисковых запросов. Алибек Рзабаев продолжит.
Так было еще в прошлом году — хаос, крики, драки и массовый ажиотаж. В этом — даже шопинг на удаленке в онлайне. В офлайне количество посетителей торговых центров упало на 52%, и доходы намного меньше. Аплодисментами встречали покупателей, например, в этом магазине Франции. Меры ограничения там сняли аккурат к «Черной пятнице». ИЗАБЕЛЬ ГАРСЕН — МЕСТНАЯ ЖИТЕЛЬНИЦА: «Мы хотим иметь возможность жить, готовиться к Рождеству и удивлять родных, а когда мы заперты дома, это невозможно. Пришли за подарками». Если годом ранее было жарко в ТРЦ, теперь без сна живут сотрудники онлайн-магазинов. Товары заказаны, их надо в срок доставить до адресатов. В Китае говорят о небывалом росте заказов. ЧЖАО ЧАО — СТАРШИЙ АНАЛИТИК ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ: «У нас сейчас пиковый сезон! Черная пятница, затем Рождество и Новый год. Объемы грузовых перевозок — 6 тысяч тонн в месяц, что почти на 20% больше, чем в прошлом году. И это число увеличится еще на 15%». И если в мире больше всего заказывали технику, то казахстанцы отдали предпочтение одежде. А по данным исследования портала Picodi.com. средний чек — 34 тысячи тенге. АЛИБЕК РЗАБАЕВ — КОРРЕСПОНДЕНТ: «Пойти за футболкой и скупить полмагазина. Да, это о «Черной пятнице». Она дает нам эффект праздника. И, казалось бы, многие знают, что иногда стоимость товара завышают, потом перечеркивают цену и ставят новую, якобы, с огромной «скидкой». Но фанатов шопинга меньше не становится. И, кстати, казахстанские мужчины тратят больше женщин во время распродаж: 37 тысяч против 31 тысячи». Как говорят эксперты, в Казахстане есть свои особенности проведения «Черной пятницы». Мы решили узнать, почему за рубежом купить качественный товар с почти 80%-й скидкой возможно, а у нас — нет. ЖАНИБЕК АЛЬТЕРАЗИ — МАРКЕТОЛОГ: «Этот тренд пришел в Казахстан только с 2009 года. А в США и Европе она действует уже более 100 лет». ЖАНДОС БАЙГОЖИН — МАРКЕТОЛОГ: «Скидки 90% у нас в Казахстане не действуют, так как логистика не позволяет это нам. 70% — это максимум на старые вещи». Есть 2 вида покупателей — рациональные и эмоцинальные. И, как говорят психологи, у нас даже здесь своя особенность, которой есть объяснение. ЗАРИНА ШТЕЕР — ПСИХОЛОГ: «Стереотип нашего общества, к сожалению это — не отстать от других. Покупка айфона, который не нужен, покупка 100 вещи только лишь потому, что она трендовая. Оно навязано обществом. У нас нет чистой картины — рациональные у нас люди или эмоциональные». При этом необдуманные покупки, как говорят эксперты, казахстанцы совершают и не в сезон жарких скидок. ЗАРИНА ШТЕЕР — ПСИХОЛОГ: «В долг залезали на 1,5 млн. Муж после продажи машины оставил деньги дома. А на что вы потратили 1,5 млн ? Она через несколько недель даже вспомнить не могла». Так или иначе, даже если вы совершили необдуманную покупку, есть 14 дней, чтобы вернуть товар, задуматься и сделать выводы.