Трех казахстанок казнили в Сирии. Все они из Актобе, и судили их судом шариата за убийство. Эти данные опубликовало одно из информационных агентств города. Насколько достоверны сведения, сейчас проверяют компетентные органы. Но если они подтвердятся — это страшный удар. Прежде всего, для родных. В Казахстане есть люди, которые ждут любой весточки из зоны, где идут боевые действия. Там остались их дети, внуки — наши соотечественники, которых просят вернуть домой.
Единственный сын АйнашТореевой мечтал быть футболистом. А стал боевиком. Погиб 3 года назад. Вдова и трое детей остались на чужой земле. Среди разрухи и бомбежки.
АЙНАШ ТОРЕЕВА — ЖИТЕЛЬНИЦА АКТОБЕ: «Мои дети уехали ночью, никому ничего не сказали. Младшему внуку было всего 6 месяцев. Через полгода пришла весточка, что они уехали в Сирию».
По последним данным, в Сирии и Ираке находятся около тысячи казахстанцев. И половина из них — дети. Дети войны, на которую их привезли свои же родители. У многих уже нет отцов. Убиты. Нет документов, еды, медикаментов. Есть полные сироты — их положение еще хуже.
АЙНАШ ТОРЕЕВА — ЖИТЕЛЬНИЦА АКТОБЕ: «Каждый день бомбежка, невестка звонит и просит о помощи, потому что могут погибнуть в любую минуту. Документов нет, и поэтому просим вернуть детей без них. Это наша мечта». «Муж моей дочери умер. У них было трое детей, потом они усыновили там же еще двоих детей, казахов. И вот сейчас она там одна и пятеро детей. Таких матерей, как я, очень много. У нас вся надежда на наше Правительство, чтобы нам помогли вернуть наших близких».
Только из Западно-Казахстанской области 13 матерей обратились официально к властям с просьбой помочь вернуть их близких из Сирии. Из лагерей и военных баз. Говорят- их родные уже давно осознали, что натворили. Готовы принять любое наказание — лишь бы вернуться. А пока им остается выживать в условиях нечеловеческих. Жестокости, убийств, насилия. И среди всего этого наши дети. Трехлетняя Айша — вот эта улыбчивая малышка тоже где-то там. Увезла в сирийский ад родная мать.
ЛЯЙЛА ГАБДУЛИНА — ТЕТЯ АЙШИ: «Везде написали. Мне ответ, тот что пришел, что она на самом деле уехала. Мне сказали, что этот ее второй муж ликвидирован. А она, говорю, за кем поехала? Поехала вот за третьим. И все».
Любовь, вера, идеология — что толкнуло всех этих людей бежать туда, где смерть, можно только догадываться. У этой женщины посреди войны остались трое племянников-сирот. Она так и не поняла, что случилось с ее братом, почему он выбрал такой путь. Сейчас ее задача — вернуть детей.
ГАНИБЕТ ТАЖМАГАМБЕТОВА: «Ребенку 6 лет, он разбирается, что такое беспилотник. Он разбирается, что такое гранаты и тому подобное. 9-летняя девочка мне объясняет: ты не переживай за нас, если суждено мне вернуться домой, я приеду. А ты следи за ажекой и атакой. 9-летний ребенок объясняет мне жизнь, понимаете?».
Халифат на грани развала. Боевики дезертируют. Бегут те, у кого есть возможность. У женщин и детей ее нет. Это, в прямом смысле, потерянные души в чужой стране, и надежда у них теперь только на свою родину. Которую сами когда-то и бросили.
АМАНЖОЛ УРАЗБАЕВ – ГЛАВА КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО КОМИТЕТА РК: «На сегодняшний день статистика такова, что в Казахстан за эти 2 с небольшим года вернулось 78 несовершеннолетних детей».
На одном из информационных порталов Актобе появилось сообщение о шестерых казахстанках, попытавшихся сбежать, но пойманных и казненных боевиками по решению шариатского суда. Женщины пытались выжить — совершив убийство своих же соотечественниц, не пожалев и 7-летнего ребенка. Портал ссылается на чат общественных организаций женщин Северного Кавказа, занимающихся вопросами возвращения на родину женщин и детей из Сирии. Сейчас казахстанские официальные органы проверяют эту информацию.