6:00 Прямой эфир «ТАМАША CITY» бағдарламасы
8:05 Далее в эфире «П@УТINA» бағдарламасы

В списки присяжных включают мертвых людей

Судебных процессов, в которых судьбу обвиняемых решают присяжные, может стать больше! В Верховном суде предлагают передать на их рассмотрение почти все особо тяжкие дела! Но сейчас в этой сфере немало проблем. В списках потенциальных участников оказываются те, кого уже нет в живых, а работодатели не спешат отпускать своих подчиненных на судебные процессы. Кто может стать присяжным заседателем, и можно ли доверять «народному суду» – расскажет Юлия Ласеева. 

«Мы сейчас все проголосуем, и его навсегда отправят в тюрьму. И никогда он оттуда не выйдет. Ну, вы понимаете, что никогда».

Российский фильм «12» Никиты Михалкова стал своего рода пособием по изучению практики суда присяжных. Сейчас практически все знают, что их должно быть 12, и они принимают решение: виновен или не виновен. Вот, собственно, и все.

ЮЛИЯ ЛАСЕЕВА — КОРРЕСПОНДЕНТ: «А стоило бы знать больше, потому как оказаться в таком зале в качестве присяжного могут очень многие. Взять хотя бы меня. Мне больше 25. Я дееспособная, не имею судимости. Я не следователь, не адвокат, не военный и не госслужащий. И как и сотни тысяч казахстанцев могу стать тем, кто, ни много-ни мало, решает судьбу человека».

Интересно, что перед началом самого заседания судья приглашает сразу 100-150 кандидатов. Но в итоге из них еле набирается 25. Во-первых, отбирают их акиматы, а они допускают ошибки. Есть даже случаи, когда в списках указывали тех, кого уже нет в живых. Плюс, далеко не все работодатели отпускают своих подчиненных, а должны. «Она заслуживает пары часов нашего времени! Давайте, голосовать! Я хочу голосовать!».

А еще мало, кто знает, что в Казахстане «народный суд» действует по-другому – не так, как в знаменитых американских фильмах. Там присяжные остаются сами с собой, а у нас с ними в совещательную комнату отправляется и судья. И они вместе назначают меру наказания.

ДАНИЯР КАНАФИН — ЧЛЕН ПРЕЗИДИУМА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ КОЛЛЕГИИ АДВОКАТОВ: «У нас, к сожалению, действует не классическая, а смешанная континентальная модель, где судья разрешает дело по существу совместно с присяжными заседателями». К сожалению, потому что есть мнение, что в таком случае, судья может повлиять на мнение присяжных, оказать на них давление, а суд не должен вмешиваться.

ГУЛЬНАР СУЛЕЙМЕНОВА — ЧЛЕН НАУЧНО-КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ: «Предусмотрена норма, устанавливающая запрет воздействия на присяжных заседателей только со стороны участников процесса. Но не предусмотрен запрет о председательствующем судье. То есть, по принципу «жена Цезаря вне подозрения». 

Судья АдильханШайхисламов с таким мнением не согласен. По его словам, единственная роль служителя Фемиды в совещательной комнате – разъяснять.

АДИЛЬХАН ШАЙХИСЛАМОВ — ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО МЕЖРАЙОННОГО СУДА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ ГОРОДА: «Когда присяжные говорят: «Нет, событие не доказано», разъясняешь: «на самом деле был факт», тогда Судья говорит — был или нет». Они потом понимают. А теперь вопрос: виновен или не виновен, они сами будут принимать решение».

Сейчас судебные процессы с участием присяжных, скорее, редкость. Обвиняемые не всегда знают, что могут выбрать такое судейство, а органы следствия не хотят привлекать людей несведущих.

АБАЙ РАХМЕТУЛИН — ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА: «У некоторых коллег создано мнение, что гражданские лица не разберутся в юридических вопросах и на эмоциях будут только оправдывать виновных лиц».

Хотя по таким громким делам, как убийство студента ЕрасылаАубакирова или же покушение на убийство продюсера Баян Есентаевой они вынесли обвинительные приговоры. И сегодня в Верховном суде присяжным предложили передать еще 40 составов преступлений — почти все особо тяжкие. За небольшим исключением. Все для того, чтобы повысить открытость правосудия и доверия общества к суду. «Лед тронулся, присяжные заседатели, лед тронулся».

X