Конфеты, Антивирусная программа и даже биологические добавки. Это и многое другое получили казахстанские чиновники от благодарных посетителей. Все презенты сейчас хранятся в специальных фондах. По закону госслужащие не имеют права на подарки. Наказать могут даже за банку варенья. Принятие особо ценных подношений может закончиться возбуждением уголовного дела. Только на одном из складов в Астане собрано более 800 подарков. Их оценил мой коллега Олжас Сайлаубекулы.
Складские помещения на окраине Астаны. С виду обычные гаражи. Но тут хранят конфискованный материал. Партии алкоголя, игровые автоматы. В центре склада аккуратно сложены подарки, которые дарили столичным госслужащим. «Красивые, да? Я бы, не сдавая, его дома повесила!». Среди подарков для чиновников есть ковры, диск с антивирусной программой, руда из шахты, кинжал. В основном, люди дарили сувениры. А в сером чемодане — дорогие лечебные средства. «О, красота-то какая! Мед, пантокрин». Все эти вещи сдали столичные госслужащие. Всего более 800 подарков. Это намного меньше, чем в прошлом году, говорят специалисты. Дары ценные, но карьера превыше всего. По крайней мере, для тех, кто по собственной воле расстался с такими презентами. Ведь даже за ручку можно схлопотать солидный штраф. ЕРНУР КАЙЫРБЕК — НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ДЕПАРТАМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА И ПРИВАТИЗАЦИИ Г.АСТАНЫ: «Сначала все эти подарки мы предлагаем забрать на баланс государственным учреждениям. Если никто не желает пополнить свой музей, выставляем на торги. Применяем английский метод аукциона. Если и там не получается продать, в ход идет голландский метод – на понижение цены. Любой подарок может подешеветь до 1 тенге».
Всего по стране за 10 месяцев государственные служащие отказались от 1,5 тысяч подарков. Большую часть удалось продать. Республиканская казна пополнилась примерно на 3 млн тенге. Интересный факт. Подарок госслужащий может оставить себе только в одном случае. Если он его выкупит. МАРАТ САРСЕНБЕКОВ — ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА И ПРИВАТИЗАЦИИ: «При сдаче государственный служащий пишет заявление, в котором он указывает, что желает выкупить подарок. Или отказывается от него. После оценки подарка, он имеет право его выкупить, до того, как начнется аукцион». В Астане подарки сдают, в основном, сотрудники министерств. Однако их имена не раскрывают. ЭЛЬМИРА СУХАНБЕРДИЕВА — ВИЦЕ-МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК: «Подарки мы не получаем. Это абсолютно. Лично я могу себе сказать, что подарки я не получаю. Если на 8 марта или на День учителя мне подарят букет, то этот букет идет только в сумме, которая установлена агентством государственной службы». Получение презента стоимостью в пределах 2 МРП влечет за собой административную, а подношение подороже — и уголовную ответственность. Поэтому профильное агентство призывает отказаться от опасной для карьеры традиции. Ведь ответ может держать и тот, кто решил поблагодарить чиновника.