82 тысячи казахстанцев погибли! Эти данные – не статистика военных действий. Наши граждане лишились жизней в мирное время. За что они поплатились самым дорогим, и кто виновен в гибели людей практически целого города? Все подробности в репортаже Светланы Пеньковой.
Только в 2018 году на дорогах Казахстана погибли 2 тысячи человек. А более 20 тысяч получили увечья. Суровая статистика неумолимо констатирует: большинство из пострадавших так и не возвращаются к прежней жизни, став инвалидами. Доблестные стражи порядка, между тем, рапортуют, что за 28 лет количество дорожно-транспортных происшествий снизилось. В 1991 году было зафиксировано всего 16 тысяч ДТП, а не 18 тысяч, как в прошедшем 2018. ПАВЕЛ КАЗАНЦЕВ — ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК: «В мирное время гибнут люди, как в военное время. Как следует из открытых источников, это несоизмеримо больше, чем потери казахстанцев в течение 10 лет боевых действий в Афганистане». Сравнивают ДТП с жертвами войны не в первый раз. Только из уст родных виновного в ДТП в Кызылорде это прозвучало, скорее как оправдание для водителя. НАРТАЙ АБДУЛЛАЕВА – МАТЬ ПОГИБШЕЙ: «В тот день они на высоких тонах спрашивали, почему это я плачу. Начали говорить, что в 1941 году сколько человек погибло. Но ведь моя дочь не участвовала в войне. Это же не война». Дочь Нуртай Абдуллаевой Саиду сбил водитель, которому на момент аварии было всего 14 лет. Он постарался оказать пострадавшей помощь, но в итоге спасти девушку врачам все же не удалось. Сейчас следственная группа выясняет, как за рулем автомобиля оказался подросток, не имеющий водительского удостоверения. А это все, что осталось от пассажирского автобуса в Уральске после столкновения с большегрузом. Фура выехала на встречную полосу, и водителю автобуса не удалось уклониться от удара. В момент трагедии в салоне находились 15 человек, один из пассажиров и кондуктор скончались на месте. ЖУМАБЕК МУХАТОВ – ВОДИТЕЛЬ ПАССАЖИРСКОГО АВТОБУСА: «Прямо передо мной МАЗ развернуло. Дорогу полностью перекрыло. Деваться некуда было. Тормозить — асфальт влажный. В 2-3 м стал. Не успеваю тормозить. Успел крикнуть: «берегитесь!». Я вылетел через переднее стекло». В той аварии Жумабек Мухатов не только пострадал сам, но и потерял сына. Именно он работал кондуктором в автобусе. По статистике наибольшее число ДТП со смертельным исходом связано с пешеходами. К сожалению, даже соблюдение ими всех правил вовсе не гарантирует сохранение жизни. Дорога считается зоной повышенной опасности. Поэтому, садясь за руль транспортного средства, водитель автоматически берет на себя ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь других участников движения. Даже за тех, кто не совсем дорожит ею. ПАВЕЛ КАЗАНЦЕВ — ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК: «Первая причина – 95% — это водители. То есть, мы не дали возможности нашим водителям быть собранными, профессиональными. Вот, я бы так мягко это сказал. Вообще, это, конечно, бардак!». В качестве превентивных мер депутаты предложили обучить казахстанских автолюбителей контраварийному вождению и ужесточить требования к обучающим организациям. Но пока это только предложения, поэтому сейчас изменить ситуацию на дорогах Казахстана могут только сами участники движения, проявив бдительность и осторожность.