День рождения Каныша Сатпаева стал днем работников науки в Казахстане. Праздник этот молодой, его будут отмечать в 8 раз. А у самого академика и ученого мирового уровня завтра юбилей — 120 лет. Он первым заявил о Казахстане, как о стране с богатейшими залежами полезных ископаемых. Оставил после себя разведанные, уникальные в мировом масштабе, месторождения металлов. При этом был очень творческим человеком и играл на домбре лучше многих музыкантов. Ольга Витукевич о феноменальном человеке, которому было суждено стать отцом казахстанской науки.
БЕРИКБОЛ ХАМЗИН — ГЛАВНЫЙ ГЕОЛОГ АО «КАЗГЕОЛОГИЯ»: «В конце 50-х и до середины 70-х годов наступила так называемая золотая эра геологии Казахстана. Это благодаря Канышу Сатпаеву. В те годы была заложена основа сырьевой базы Казахстана, которая, в принципе, используется и до сих пор».
Но начинать приходилось с нуля. Габдулу-Гани, сыну кочевника, которого ласково дома называли Ганыш, предстояло повторить судьбу отца. Но он пошел в семинарию. Там его и записали — Каныш. Он стал учителем, и был бы им, если бы не встретил на своем пути геолога. Затем с блеском оконченный Томский технологический институт. Первая работа и первый рудник. Никакой перспективы там нет, говорили. Уже бурили англичане и бросили. Кое-как Канышу выделили старый буровой станок.
БЕРИКБОЛ ХАМЗИН — ГЛАВНЫЙ ГЕОЛОГ АО «КАЗГЕОЛОГИЯ»: «Чтобы осваивать это месторождение ему пришлось доказывать это перед наркомом тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе, и он сумел это сделать. И благодаря ему тогда появился Джезказганский медеплавильный комбинат, который до сих пор работает».
В безводной пустыне, где до ближайшей железнодорожной станции 430 км, где пили паводковую воду, а лучший транспорт — верблюды, он пробурил 17 скважин за лето и доказал — главные богатства на больших глубинах. Как Канышу Сатпаеву удалось в течение 12 лет увеличить число разведанных запасов металлов чуть ли не вдвое, никто понять не мог. Он ставил в тупик своим упорством и умением обосновать.
НУРЛАН ЖАРМАГАМБЕТОВ — ВНУК КАНЫША САТПАЕВА: «У казахов есть выражение: на лбу написанная цель. У него было 2 таких цели. Это прежде всего искать полезные ископаемые, чтобы они приносили пользу народу. И вторая — организация науки в Казахстане».
Но наступила война и новая задача. Найти месторождение марганца. Без него нет пуль, снарядов, танковой брони. Без него нет стали. Одно из союзных месторождений захвачено фашистами, другое под угрозой. И он вызвался снова. Рассказал, что есть такие же залежи в Казахстане. За 38 дней выдали первую партию металла. Сколько жизней он тогда спас — это решать историкам. Но Каныша Сатпаева самого могли поставить к стенке, не оправдай он тогда надежд.
НУРЛАН ЖАРМАГАМБЕТОВ — ВНУК КАНЫША САТПАЕВА: «Поначалу эту руду марганцевую вывозили прямо на машинах, от Джезказгана, потом со скоростью в Магнитогорск отправляли, на танковые заводы. Он получил орден Отечественной войны и был приглашен руководством страны участвовать в знаменитом, легендарном параде Победы в июне 1945».
Это он построил Академию наук Казахской ССР. Ее возглавил. Доказал, что наша земля — богатейшая. Под началом Сатпаева была составлена карта полезных ископаемых Казахстана. Он смог заглянуть через время, не зря Каныша Сатпаева называли провидцем. И в благодарность сохранили его имя не только в памятниках, улицах и названиях. Далеко в Солнечной системе, в созвездии тельца была открыта планета. Под номером 2042. Она носит теперь его имя. Сталинская премия, 4 ордена Ленина, почет, уважение, признание — и даже своя звезда. Он простой сын степей, который стал мировым феноменом. У него получилось.