https://youtu.be/ygntcnEj6mE
Транспортное средство повышенной опасности — лифт. Срок эксплуатации большинства из них в нашей стране давно вышел, но его вынуждены продлевать и продлевать. Жильцам домов купить новый лифт самостоятельно проблематично — это миллионы. Остается рассчитывать на поддержку государства и рассрочку. Такой законопроект о модернизации сейчас рассматривают в Мажилисе, а в городах уже начали составлять списки, что кому нужно. Какой лифт можно считать долгожителем и как их реанимируют, расскажет наш корреспондент Ольга Витукевич.
Электромеханик Андрей Федонюк видел то, что простому смертному не суждено — крышу лифта. А еще тросы, шестеренки и все, на чем вообще держится кабина. В среднем лифтам Петропавловска 30 лет. Это практически работающие пенсионеры. АНДРЕЙ ФЕДОНЮК — ИНЖЕНЕР-ЭЛЕКТРОМЕХАНИК ПО РЕМОНТУ ЛИФТОВ: «Лифты изношены, давно сняты с производства, запчастей на них нет, все, что приходится заказывать, приходится заказывать на предприятиях, все это втридорога обходится». Латать и штопать бесконечно не получится. В КСК «Холодок» это понимают. Тут и камеры видеонаблюдения установлены, и крыша новая у дома. И только лифт живет вторую жизнь, а в программу модернизации, что закончилась 5 лет назад, жильцы не успели.
ВЕРА СУСЛОВА — ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КСК: «Не то, чтобы не хотели, мы просто не успели войти, хотя документы наши уже 4 года лежат в очереди готовые. Кроме экспертизы у нас все готово». Новый лифт средней ценовой категории стоит около 10 млн тенге. По 300- 500 тысяч на одну семью, если покупать за наличные. Рассрочка — более разумно. От информации, что законопроект по модернизации уже в Мажилисе, воспряли духом и акиматы, и КСК. МАДИЯР ЖАНГУДИН — ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОТДЕЛА ЖИЛИЩНЫХ ОТНОШЕНИЙ ГОРОДСКОГО АКИМАТА: «Проведено техническое обследование, по которому выявлены 178 лифтов, требующих замены. В настоящее время составляем списки именно на замену и ремонт оборудования лифтов в этих домах».
НАТАЛЬЯ ЦАРЬКОВА — РУКОВОДИТЕЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ЛИФТОВ: «На сегодняшний момент есть лифты, которые отработали и 35, 36, 37 лет. Вместо 25 положенных. Лифты с каждым годом все более ветшают и ветшают. И с каждым годом износ больше. Они же очень активно используются. Представляете поток населения? Они постоянно находятся в движении». Если бы только использовали. Ломают, расписывают стены, допускают перегруз. Все это добивает и так убитое. Лифтам, которые пора списать, продлевают срок эксплуатации. Но сначала проверяют на усталость.
СЕРГЕЙ ПОЛИТЫКИН — ЭЛЕКТРОМЕХАНИК ПО РЕМОНТУ ЛИФТОВ: «Раз в три года приезжает лаборатория по проверке на усталость металла, крепление болтовых соединений, сварочных швов. Все это проверяется соответствующим оборудованием». АНДРЕЙ ФЕДОНЮК — ИНЖЕНЕР-ЭЛЕКТРОМЕХАНИК ПО РЕМОНТУ ЛИФТОВ: «Я хоть какой лифт отремонтирую, но жильцам ездить, любоваться своим старым, изношенным, убитым… Жвачку, ладно, отмоют, а панели там в каком состоянии».
Чтобы заменить и сделать этот транспорт повышенной опасности более безопасным и приятным на вид, только Петропавловску нужно 2 млрд тенге. Каждый второй лифт требует замены. На эти деньги от государства тут очень рассчитывают. И ждут, что же решат законодатели уже этим летом.