20:35 Прямой эфир Премьера. Многосерийный фильм «ПИЛИГРИМ»
23:50 Далее в эфире Премьера. «ТАКСИ ПОД ПРИКРЫТИЕМ»

ЛРТ в столице: быть или не быть? Принято окончательное решение.

Бывшего главу компании «Астана LRT» ищет Интерпол. Суд вынес решение об аресте Талгата Ардана, которого подозревают в коррупции. Но главному проекту, которым занималось его предприятие, готовят большое будущее. Столичный легкорельсовый транспорт планируют превратить в идеальное место для свиданий. Точнее, в 11 мест по числу станций. Все на уровне, не хуже чем в Дубае. Уточнили и окончательный бюджет LRT — 1,5 млрд долларов. Это с учетом сэкономленных денег. Все подробности у моей коллеги Светланы Пеньковой.

Новым местом для романтических свиданий, вопреки привычным ожиданиям, станет не популярный ресторан, не новый парк, и не кинотеатр. Такое светлое будущее прочат станциям столичного наземного метро.

АДЕЛЬША ЕРМУХАНОВ — ГЛАВА ДИРЕКЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ LRТ: «Самый лучший кофе должен быть на станции, самый лучший бутерброд должен быть на станции. Это должно быть место свиданий! Это должно быть место встреч! Место приятного времяпрепровождения».

По задумке авторов в конечном итоге все должно выглядеть так. Но пока жители и гости столицы наблюдают только сотни «бетонных колоссов». Многие за это время уже разуверились увидеть обещанный скоростной транспорт и предложили чиновникам не достраивать линии, а водить к ним экскурсии. На пробелы в проекте инициаторам указывал и президент Касым-Жомарт Токаев.

КАСЫМ-ЖОМАРТ ТОКАЕВ — ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: «Мнения специалистов архитектурного общества, как я понимаю, не были учтены. По данным акимата, прогнозируемый поток составит 146 тысяч человек в сутки. В настоящее время по схожему маршруту от аэропорта до нового вокзала пассажиропоток составляет 2 тысячи человек. И как вы собираетесь увеличить пассажиропоток в 70 раз, мне непонятно. Есть риск, что неокупаемый проект повлечет постоянное получение субсидий и ляжет бременем на Правительство». Чиновники над замечаниями подумали и решили все-таки достраивать. АЛТАЙ КУЛЬГИНОВ — АКИМ ГОРОДА: «Когда мы стали смотреть генплан, то есть это – проект будущего. И почему не остановили – вопрос очень серьезный. Проведена очень большая работа. 313 млн долларов было потрачено. Сколько инфраструктурных проектов сделано – 100 км с лишним электрических сетей вынесено. Потом свыше 60 км других сетей – это канализация, водопровод и так далее».

Когда именно в столице заработает наземное метро — ни строители, ни чиновники точный ответ дать не могут. Но уже известно, что первоначальный проект будет изменен. Вместо запланированных 18 станций построят только 11. Количество подвижного состава также сократят – с 19 до 12. Из-за этого ожидать поезд пассажирам придется дольше, но не намного. Интервал движения установили в пределах допустимых 10 минут. Благодаря этой оптимизации сэкономят 350 млн долларов. Еще порядка 800 млн не придется переплачивать после отказа от займа в китайском банке. Таким образом стоимость проекта ЛРТ теперь – 1,5 млрд долларов.

БЕКМЫРЗА ИГЕНБЕРДИНОВ — ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ «АСТАНА LRT»: «Наша задача будет максимально удобно создать маршрутную сеть с учетом вот этой линии, правильно отработать тарифную политику. И сейчас мы работаем над небилетными доходами – это реклама, лэндинги и все остальное». После критики в социальных сетях о завышенной стоимости проекта, в столичном акимате сравнили строительство аналогичных наземных метро в других странах. Дороже всего за 1 км такой линии заплатили власти Дубая – 150 млн долларов, на 2 месте Оттава – там такой же отрезок обошелся в 120 млн, на 10 млн меньше заплатили в Сеуле. В Нур-Султане после оптимизации проекта на 1 км линии ЛРТ будет потрачено 68 млн долларов. Вопросы о первоначальной дороговизне проекта правоохранители теперь хотят задать экс-руководителю «АСТАНА LRT»– Талгату Ардану.

БЕКМЫРЗА ИГЕНБЕРДИНОВ — ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ «АСТАНА LRT»: «Департаментом Нацбюро по противодействию коррупции возбуждено уголовное дело, направлено ходатайство о содержании под стражей. Есть заочное решение суда о мере пресечения. И он объявлен в международный розыск. Сейчас Интерпол этим вопросом занимается».

СВЕТЛАНА ПЕНЬКОВА — КОРРЕСПОНДЕНТ: «Ни для кого не секрет, что столица Казахстана строится на болоте. Поэтому в Нур-Султане, в котором население и, соответственно, транспортный поток увеличиваются каждый год в геометрической прогрессии, альтернативы наземному метро, по сути, не так много. Одна ветка, конечно, не изменит кардинально ситуацию с трафиком. Но власти не исключают, что в будущем в городе появятся новые линии ЛРТ. Пока же они пообещали, что стоимость проезда на этом виде общественного транспорта не будет значительно отличаться от цены за проезд на автобусе».

 

X