Хотели как лучше, а получилось еще хуже. Расчистка и углубление дна рек в Актюбинской области обернулась потерей краснокнижных деревьев и миллионными убытками для казны. На подрядчиков завели уголовные дела. Но в документах помимо рабочих фигурируют и чиновники. Будут ли они привлечены к ответственности, и какое наказание ждет виновных. Все детали узнала наш корреспондент Светлана Пенькова.
Два года назад в Актюбинской области во время весеннего половодья затопило десятки домов. А все из-за того, что очистку русел рек не проводили уже несколько лет. После этого местные власти разработали проект по расширению и углублению 8 рек, казне он обошелся в 6 млрд 700 млн тенге. В этом году сразу несколько подрядных организаций приступили к его реализации. Но работы привели совсем не к тому результату, что предполагался. Вмешаться пришлось президенту. «В Актобе сложилась тревожная экологическая обстановка из-за непродуманныx гидрологических работ по расширению русла рек.
Необходимо срочно заняться данной проблемой. Это первое поручение министру нового министерства экологии».
— КАСЫМ-ЖОМАРТ ТОКАЕВ — ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН. После визита министра экологии началась прокурорская проверка, выявившая большие нарушения. Вдоль реки Илек были срезаны кустарники и расчищено мелколесье не на 860 гектаров, как было заявлено, а всего лишь на 35,8 га. Такая же ситуация и с рекой Каргалы. Там вместо 450 га расчищено всего 41,7. При этом на месте все же проведенных работ подрядчики спокойно вырубили включенную в Красную книгу ольху клейкую.
АЗАМАТ КУСТАНОВ — СТАРШИЙ ПОМОЩНИК ПРОКУРОРА АКТЮБИНСКОЙ ОБЛАСТИ: «Начато 7 досудебных расследований, из них 5 досудебных расследований в отношении подрядчиков, осуществлявших незаконную вырубку деревьев, в том числе занесенных в Красную книгу. И 2 досудебных расследования проводятся в отношении должностных лиц уполномоченных органов. Это по факту злоупотребления должностными полномочиями и по факту бездействия по службе».
Виновные по закону могут получить либо штраф, либо лишение свободы до 7 лет. Сейчас еще ведется подсчет вырубленных деревьев. По предварительным данным, ущерб от этого преступления составляет почти 6 млн. Сотрудники управления лесного хозяйства и областной инспекции лесного и охотничьего хозяйства могли помешать вырубать ценную ольху, но не сделали этого. И за это бездействие их теперь тоже ждет наказание.