3:20 Прямой эфир «П@УТINA» бағдарламасы
4:00 Далее в эфире «ЕҢ АЛҒЫШҚЫ» бағдарламасы

«Рабства в тюрьмах нет!» — Тургумбаев о ситуации в колонии Караганды!

«Рабства у нас в тюрьмах нет!» Об этом заявил министр внутренних дел Ерлан Тургумбаев на обсуждении реформ в системе исполнения наказаний. 2,5 тысячи нарушений выявили в ходе проверок в казахстанских тюрьмах. Условия содержаниях в которых оставляют желать лучшего — антисанитария и строения барачного типа, низкое медицинское качество. Вдобавок правозащитники заявляют о давлении на осужденных и нечеловечесие условия труда. Как намерены исправлять ситуацию — расскажет Алибек Рзабаев.

Эти кадры пыток в исправительном учреждении поселка Заречный под Алматы вызвали широкий резонанс и стали одной из причин — задуматься о реформе в системе. 53 факта пыток насчитали только за последние 3 года. За круглым столом в столице собрались высокопоставленные полицейские, адвокаты и правозащитники. Последние заявили о новых случаях беззакония в колониях. Так, в одном из карагандинских учреждений, по словам правозащитницы, осужденные шьют по 3 тысячи пар обуви в месяц. Работают по 12 часов без выходных и праздников. За тяжелый труд получают всего 16 тысяч тенге. На слова о настоящем рабстве последовала реакция главного полицейского страны.

ЕРЛАН ТУРГУМБАЕВ — МИНИСТР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РК: «Я попросил бы в выражениях быть корректнее. У нас нет рабского труда — это во-первых. Подождите, я вас не перебивал! Все они работают по трудовому соглашению и там указано сумма ЗП и объем работы, который они выполняют. Официально заявляю — рабского труда у нас нет!».

ЕЛЕНА СЕМЕНОВА — ПРАВОЗАЩИТНИК, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ «ПРОТИВ ПЫТОК» : «Раз министр сказал, наверно, в данном случае ситуация изменится. Их используют бесплатно. Рабский труд, эти копейки, чтобы показать что они, якобы, получают зарплату. Когда устраиваются, пишут 3 заявления. В данном случае, по Караганде: на трудоустройство, на увольнение и одно заявление на то, чтобы деньги списывались по их соглашению, якобы, в счет долга».

По словам правозащитницы, после ее вмешательства в историю, группу осужденных уволили. И, якобы, сейчас оказывают давление. АЛЕКСАНДР ТАРАСЕНКО — ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА УГОЛОВНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: «Сравнивали цены — какие делаются на гражданских обувных фабриках в этих же цехах и какие расценки в «Енбек-Караганда»- расценки не отличаются. Там лекала отдельных деталей сшиваются, поэтому за швы 140-170 тенге. Там идет проверка. Эти осужденные были уличены в краже продукции». Пока в этом конфлике точка не поставлена, модернизация в сфере трудоустройства и образования осужденных продолжается. В будущем обещают дистанционное обучение через специально созданный терминал. Через него также можно будет обращаться за помощью, совершать покупки и общаться с родными по видеосвязи.

БЕЙБИТ САЖИМБАЕВ — АВТОР ПРОЕКТА: «Есть юридическая консультация, может получить любой ответ на свои вопросы. Касательно жалоб, планируется ли это вводить. Министр озвучил, что здесь можно сделать дополнение  Вопрос министру — Это будет анонимно? мы со своей стороны гарантируем это, аппаратный комплекс никак не взломать». Стоимость одного аппарата полмиллиона тенге, разработчики предлагают установить их по 5-8 штук в каждом учреждении страны. Будут происходить и другие изменения в жизни заключенных. Возможно, разрешат пользоваться банковскими карточками, будет увеличен общий вес передач, уже взяты на контроль условия содержания инвалидов, а чтобы не повторились факты пыток — в камерах планируют установить видеонаблюдение и сотрудников оснастить видеорегистраторами.

 

X