9:25 Прямой эфир «ПРОУЮТ»
10:25 Далее в эфире Многосерийный фильм «НАША ДОКТОР»

Новая волна приватизации захлебнулась коронавирусом

Принято решение о переносе на 2021-2023 годы передачи в конкурентную среду ряда стратегических активов. Экономический обозреватель Денис Кривошеев о том, стоило ли рискнуть и продавать сейчас. 

О том, что Государственная комиссия по модернизации экономики отложит до лучших времен риватизацию, в том числе и активов »Самрук-Казына», сомнений не было. Здесь можно согласиться с Правительством Аскара Мамина, что время, и правда, не самое подходящее. То, что мы видим сегодня на рынках, это эйфория, очень похожая на стадию ложной ремиссии при лучевой болезни. С другой стороны, список предприятий, выставленных на приватизацию, весьма неоднороден. Некоторые из перечисленных гигантов вряд ли найдут инвесторов и в самые лучшие годы. Другие способны будут привлечь интерес только при наличии дисконта. И если уж быть откровенным, то для рынка практически все компании не особо интересны. Например, »Qazaq Air» — убыточный проект. Перспектива получить прибыль в текущих условиях стремится к нулю, как, впрочем, и в случае с Air Astana, которая может стать привлекательной лет через 5-7. »Қазақстан темір жолы» — перманентно убыточная компания. Как пример, 2019 год: баланс закрылся на уровне минус 75 млрд тенге, при этом компания сильно закредитована. И так по каждому лоту. При этом есть и положительное в приватизационной передышке. Некоторые предприятия отсрочка может спасти. Уже долгие годы множество объектов, передаваемых в частные руки, проходят процедуру банкротства, и затем просто уничтожаются. Делается это ради сиюминутной выгоды. Целые заводы, в которые были вложены невероятные ресурсы, распиливаются на металлолом. На этих кадрах некогда флагманское предприятие области АЗПМ – Актюбинский завод пластмассовых масс. По мнению чиновников, так выглядит предпринимательская инициатива, хотя, по существу, это мародерство, которое на законных основаниях идет по всей стране. И никто не в состоянии защитить объекты, которые когда-то обошлись стране в состояние. А ведь это готовые производственные площади, и по всему миру они на вес золота. Так, на месте старых цехов FIAT, которые хотели распилить, при содействии государства появился завод Maserati, а в России появился уникальный проект »Камаз-Мастер». При поддержке властей освободившиеся при оптимизации мощности реконструировали и передали малому бизнесу за символическую плату. Сейчас это индустриальный центр. Продажа небольших долей госкомпаний не ведет к существенному пересмотру их деятельности. Но передача не части активов, а их 100% в конкурентную среду, нуждается сейчас в пересмотре. Потому что как новые, так и действующие предприятия, созданные на базе мощностей СССР, могут разориться. И выход из кризиса они найдут в демонтаже оборудования и отправке его на металлолом, чего допустить нельзя. Нужно спасти, что есть. Спасти, восстановить и дать возможность тем, кто придет с реальными проектами.

X