История с постепенным »закручиванием гаек» в табачной и алкогольной сферах длится уже достаточно давно, но, похоже, на это раз она достигла апогея. В нашу редакцию ежедневно звонят и пишут телезрители. Люди жалуются, что в магазинах им не продают сигареты и спиртное без удостоверения личности. И это не связано с тем, что покупатель выглядит моложе. Документы требуют даже у пенсионеров. С чем это связано? Все подробности у нашего экономического обозревателя Дениса Кривошеева в авторской колонке »Светлая полоса».
»Алкоголь и сигареты не достигшим 21 года не продавать». Раньше эта норма касалась только горячительных напитков, теперь и табачные изделия продаются по достижении полного совершеннолетия. Это тот самый случай, когда искренняя забота законодателей о здоровье идет вразрез с потребительскими предпочтениями. На кассах шум. Мужчины и женщины всех возрастов, давно вышедшие из пубертатного периода, в схватке с продавцами. Кто с бутылкой пива, кто с вином, кто с пачкой сигарет. И никто не может получить желаемое. Без удостоверения не обслуживают. Продавцы в отчаянии показывают бумаги с выдержками из нового »Кодекса о здоровье», в котором были существенно ограничены права совершеннолетних граждан на приобретение и употребление табака и алкоголя, где ст. 110 Кодекса звучит как »Профилактика и ограничение потребления табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком, табака для кальяна, кальянной смеси, систем для нагрева табака, электронных систем потребления и жидкостей для них, и алкоголя», но, по сути, преследует одну цель — регулирует правила их продажи. Так п. 4 и 18 в ней гласит, что »Лица, осуществляющие продажу всех видов табачных изделий и алкоголя, обязаны требовать документы, удостоверяющие личность и отказать в продаже, если он не был предъявлен».
Временный выход был гражданами найден. В очереди те, кто взял с собой документы, помогают тем, кто их не носит, что уже само по себе правовая коллизия, в которой теряется смысл, заложенный в норму. Все как обычно сводится к исполнению некоего ритуала. Кстати, обязанность носить с собой удостоверение повысит нагрузку на ЦОНы, так как увеличит количество утерянных документов. Но позвольте, профилактика — это несколько больше, нежели ограничения продаж. Профилактика — это создание условий, в которых употребление табака и алкоголя снижается, и речь не идет о пропаганде, бессмысленной и высоко затратной. На ней зарабатывают НПО и их лидеры, как, например, автор многих антитабачных инициатив »За Казахстан, свободный от табачного дыма» Джамиля Садыкова, включая и ту, которая сегодня создает проблемы в очередях. Профилактика — это доступные спортивные залы, бассейны, это высококвалифицированные тренеры, бесплатный детский спорт и развивающие программы, это качественная медицина, в конце концов. Кстати, в Кодексе заложена норма, регулирующая места, в которых запрещено потребление табака и, в частности, кальянов, формирующих отдельный сегмент рынка. В частности, кальян запрещается курить в пунктах общественного питания и в ночных клубах и дискотеках. Таким образом, под угрозой закрытия тысячи заведений по всей стране. Уже не раз говорилось, что в области борьбы с курением мы — впереди планеты всей. Мы так неистово боремся с вредными привычками, что не обращаем внимания на прочие проблемы в области здравоохранения и, как мы видим, это у Казахстана отлично получается. Пандемия наглядно продемонстрировала, кто на что способен. Люди бросают курить и пить не потому, что им запрещают, а потому, что хотят жить дольше. Поэтому есть только один путь профилактики – улучшение качества жизни. Когда плохо, бедно, опасно, жизнь не так дорога.