0:30 Прямой эфир Ночной кинотеатр. Фильм «СЧАСТЬЕ МОЕ»
2:05 Далее в эфире «АЙНА» бағдарламасы

Дело ‘Астана LRT’ передали в суд

Самое громкое коррупционное дело столицы передали в суд. В антикоррупционном ведомстве сообщили, что сумма хищений при строительстве легкорельсового транспорта достигает почти 6 млрд тенге, а главные фигуранты объявлены в международный розыск. О ‘нелегкой’ судьбе легкого метро расскажет моя коллега Эльмира Ишмухаметова. 

Узнаваемый, надежный. Так говорили о быстром монорельсе на презентации еще в 2009 году. С тех пор прошло 11 лет. В 2020 году ‘Астана LRT’ и правда, самый известный, но как коррумпированный, проект. ДАНИЯР БЕГАЙДАРОВ — СТАРШИЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ АГЕНТСТВА РК ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ: ‘Антикоррупционной службой завершено и направлено в суд уголовное дело в отношении должностных лиц акимата города Астаны, ТОО ‘Астана LRT’ и других по факту хищения 5,8 млрд тенге при реализации проекта легко-рельсового транспорта’. Осуждены 7 человек. Бывший глава ТОО ‘Астана LRT’ Талгат Ардан и некогда заместитель акима столицы Канат Султанбеков — в бегах. Они находятся в международном розыске с мерой пресечения ‘содержание под стражей’. Остальные подробности разглашению не подлежат. ‘Астана ЛРТ’ – это не легкорельсовый транспорт, а ‘легкий рецепт транжирства’. По версии следствия, фигуранты уголовного дела – чиновники и директор ТОО — сговорились и утвердили затраты с завышением на 24 млрд тенге. За работу заплатили одну сумму, остальные 5 млрд 800 млн тенге обналичили через несуществующие компании. Расследовать и привлечь к ответственности всех фигурантов дела об ЛРТ больше года назад поручил Касым-Жомарт Токаев. КАСЫМ-ЖОМАРТ ТОКАЕВ – ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: ‘Нет песни печальнее на свете, как говорится. С учетом уже понесенных затрат и международных обязательств этот проект не может быть остановлен. Ответственные лица, предлагавшие такой проект, должны ответить на вопросы, я думаю, контролирующих органов’. ЛРТ называли  фантастическим проектом. Глава государства назвал это спорным. Пассажиропоток в столичном акимате планировали увеличить с 2-х тысяч до 146, то есть почти в 70 раз. Потом передумали. Достраивать монорельс будут по скромному варианту. Вместо запланированных 18 станций возведут только 11, количество подвижного состава также сократят с 19 до 12. ЖЕНИС КАСЫМБЕК — ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: ‘Проект будет завершен. Сроки, которые мы для себя ставим совместно с акиматом, это следующий год. Мы ориентируемся до конца следующего года’. ЭЛЬМИРА ИШМУХАМЕТОВА – КОРРЕСПОНДЕНТ: ‘С того дня изменилось многое. Женис Касымбек стал акимом Карагандинской области, компания ‘Астана LRT’ сменила название на менее узнаваемое, и лишь одно остается неизменным – жители и гости столицы продолжают лицезреть сотни бетонных столбов – негласных памятников коррупции’.

X