Чем выгоден для Казахстана сухопутный транзитный коридор между Азией и Европой?

Поиск новых источников доходов для бюджета — основная задача любого государственного
аппарата. Казахстан — большая страна, через нее проходит основной сухопутный транзитный
коридор между восточной Азией и Европой. Как на этом заработать, расскажет в авторской
колонке "Светлая полоса" экономический обозреватель Денис Кривошеев.
Сухопутный транзит товаров переживает ренессанс, или второе рождение, и это открывает
невероятные возможности для Казахстана. Можно долго искать причины, почему товары с
востока на запад пошли морем, а "шелковый путь" на сотни лет порос бурьяном, а можно просто
создать условия для транзита и зарабатывать деньги. Существует невероятный объем товаров,
который нужно доставить из Азии в Европу. Быстро, безопасно. И с точки зрения сохранности
грузов, и с точки зрения экологичности перевозок. В чем соль? Морем груз из Китая доставляют в
европейские порты в среднем за 2 месяца, тогда как контейнер, отправленный по железной
дороге, идет всего 2 недели. И сразу к заказчику. Да, есть существенная разница в цене. По морю
дешевле на 30%, но в современном мире куда большее значение имеет скорость и надежность
доставки, нежели дешевизна. Здесь время – деньги в прямом смысле. Лишние 1,5 месяца, что
груз идет по морю, средства заморожены. Да, и морской путь не настолько надежен, как может
показаться. ВЛАДИМИР ЯКУНИН — ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО СОВЕТА
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА "ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ": "Постепенное смещение центра
экономического роста в Китай, Восточную Азию еще более остро будет ставить вопрос о грузовых
перевозках, потому что наличие только морского маршрута ставит участников этих перевозок в
зависимость от Египта, от пропускной способности Суэцкого канала, и от общей геополитической
ситуации". Получается, что морской транзит столкнулся с точно таким же препятствием, что и в
средние века сухопутный, а бизнес стремится минимизировать риски, значит, нужна
альтернатива. "Трансевразийский пояс" уже практически сформирован. Строительство
транспортных артерий в Казахстане, в России сопряжен с китайской инициативой "Один пояс —
один путь". Здесь и железнодорожный поток, и автотранспортный. Китай сам заинтересован в
альтернативных, безопасных, скоростных путях доставки товаров, и поэтому еще и финансирует
множество сопутствующих проектов. Планируется, что Казахстан сможет получить более 3 млрд
долларов дохода от транзита. Да, это несколько меньше, чем говорилось ранее, но все познается
в сравнении. Еще 5 лет назад 1 млрд долларов был существенным прорывом. При этом нужно
отметить, что инфраструктура, построенная для обеспечения транзита, служит и для Казахстана в
целом, а главное, открывает возможность реверсных потоков, доставки грузов в сам Китай. И у
нас тоже есть, что продавать в Поднебесную.

X