В связи с усилением карантина закрыты не только торговые дома, кинотеатры, увеселительные заведения, но и культурные объекты. Например, музеи. Но это не помешало моему коллеге Талгату Байгужинову устроить онлайн-экскурсию в мир живописи. Он ознакомился с самыми знаковыми картинами, посвященными теме эпидемий прошлого. И прямо сейчас он подключается к нам из дома.
Добрый вечер, Талгат! Поделись с нами, пожалуйста, впечатлениями от увиденного.
Хочу напомнить телезрителям, что нахождение на карантине и соблюдение всех рекомендаций поможет избежать повторения сценариев пандемий прошлых столетий. Самые страшные из них увековечены кистью художников.
Эта гравюра — одно из самых известных изображений страха перед эпидемией 14 века — чумы, или, как ее еще называют — «черной смерти».
Обратите внимание на скелеты — смерть, по задумке автора не просто находится рядом, она становится частью обыденной жизни. Понятие самоизоляция тогда не было известно, что и стало причиной распространения болезни. Автор этого произведения под названием «Пляска смерти» — величайший немецкий художник Ганс ГольбЕйн. Напасть под названием бубонная чума буквально выкосила половину населения Европы, общие потери составили от 75 до 100 млн человек. Чума то покидала страны, то возвращалась. Понадобилось более пятисот лет, чтобы изобрести вакцину.
За несколько вспышек Оспы, начиная с 16 века, погибло около 400 млн человек! К счастью, в прошлом столетии была изобретена вакцина. Последняя смерть от обычной оспы случилась в 1977 году.
В конце зимы 1959 года, заслуженный деятель РСФСР- Алексей Кокорекин, автор советских агитационных плакатов прилетел из Индии. Там он заразился оспой. Этот диагноз ему поставили уже в Москве, посмертно. За сутки нахождения в родном городе, он успел поконтактировать со многими людьми. В итоге, был принят план-перехват опасной болезни — с 21 по 27 января 1960 года, врачи привили более 6 млн граждан. Это, к тому моменту, почти все население Москвы. Так удалось избежать вспышки эпидемии, которая не щадила никого. Поговорка: «Любовь и оспа минуют не многих» — говорит сама за себя.
Полотно австрийского живописца Эгона Шиле «Семья» — считается одной из сильнейших иллюстраций этой пандемии. О самоизоляции или карантине не могло быть и речи — это был конец 1918 года, шли последние месяцы Первой Мировой войны. Бушевала болезнь примерно полтора года и ей заразились около пятисот миллионов человек — в то время, это треть населения планеты.
Смертность составила порядка 20% — это около 100 млн человек. Испанский грипп протекал быстро — люди, даже молодые и с хорошим иммунитетом, гибли в течение нескольких дней. На полотне Эгона Шиле изображен он сам, его жена и их не родившийся ребенок. Супруга художника умерла от «испанки» на 6 месяце беременности. Шиле, успел закончить произведение, пережив свою семью всего на три дня.
Чтобы печальные факты истории, запечатленные на картинах, не повторялись, важно строго следовать рекомендациям: сидеть дома и тщательнее соблюдать личную гигиену. Посмотрели телевизор, подержали пульт — помойте руки, лишним не будет. Я, кстати, сейчас этим и займусь!