8:00 Далее в эфире Телеканал «ДОБРОЕ УТРО» (каз/рус)


Казахстанские нефтеперерабатывающие заводы вновь на грани остановки

У нефтеперерабатывающей отрасли Казахстана вновь появились проблемы. На этот раз совершенно неожиданные. Наш экономический обозреватель Денис Кривошеев расскажет, могут ли они повлиять на стоимость топлива.
Казахстанские нефтеперерабатывающие заводы вновь на грани остановки, но теперь уже совсем по экзотической причине. После реконструкции и введения в строй новых мощностей, склады затоварены. Началось это еще в мае, когда ежемесячное накопление бензина стало нарастать. Сначала заводы были вынуждены понемногу снижать переработку, а теперь и вовсе стоит вопрос о закрытии. Девать бензин некуда. Экспорт закрыт. Приветствую всех. Да, по простому, можно предложить снизить цены на бензин на заправках, но практически все розничные сети для увеличения продаж уже применили эту тактику, и это не дало ощутимых результатов. Для того, чтобы потреблять больше, нужен спрос, а он в Казахстане постоянен. Да, в начале октября подписан Протокол к межправительственному соглашению между Россией и Казахстаном, позволяющий Казахстану начать экспорт бензина, но для его полноценной реализации может пройти слишком много времени. Протокол должен пройти все инстанции. Одобрение двух палат Парламента, и его должен подписать Глава государства; но на это уйдет не меньше месяца, а то и двух, и это если проект не встретит сопротивления. Есть еще одно направление, куда можно было бы продавать готовую продукцию. Это Кыргызстан. Но между нашими странами нет ратифицированного межправительственного соглашения о беспошлинных поставках нефтепродуктов, что также необходимо для начала осуществления экспорта бензина в Кыргызстан. Понятно, что после стольких лет “бензинового голода” история с экспортом выглядит, как страшная сказка с неизвестным концом; и многие эксперты отрасли боятся нового витка дефицита и роста цен, если Казахстан из импортера превратится в экспортера готовой продукции. А зря. Логично, что объем экспорта бензина будет строго регламентирован в количественном отношении, и правительство не допустит бесконтрольный экспорт в ущерб интересам страны; слишком уж много потрачено сил и, конечно, денег на реконструкцию. При этом у государства есть рычаг, я бы даже сказал, дубина – экспортная таможенная пошлина. Сегодня она утверждена на уровне 167 долларов за тонну, тогда как в России эта пошлина около 41 доллара. Так что, экспорт бензина абсолютно невыгоден, и внутренняя цена сегодня привлекательнее. Таким образом, перед правительством сегодня стоит вызов – пора менять мышление. Мы так долго шли к экспортоориентированному производству, что оказались не готовы к самому главному, к самому экспорту. Тем временем, реконструкция НПЗ меняет ситуацию и в авиационной области. Топливо для самолетов для внутренних потребителей стремительно дешевеет. Декабрьские поставки с открытого рынка сегодня 240 тысяч тенге за тонну “в крыло”, а это на 20% дешевле, чем сегодня. Как и было обещано министерством энергетики, с 2019 года мы полностью обеспечим себя авиационным керосином. Причем, не только внутренних перевозчиков, но и иностранные компании, работающие в Казахстане. Возможно, и сбудется прогноз Жениса Касымбека, министра по инвестициям и развитию, о падении цен на авиабилеты. Так что, реконструкция НПЗ дает свои результаты, и мы практически мгновенно подошли к цели – экспорту переработанного сырья. Но бензин – не конечный продукт. Предстоит выстроить более глубокий передел углеводородов, естественно, с более высокой добавленной стоимостью, и, естественно, выстроить новое сознание – экспортера.

СООБЩЕСТВА ПЕРВОГО КАНАЛА ЕВРАЗИЯ

X