https://youtu.be/leAPcI6ljKk
И вновь километровые заторы на границе. На этот раз на пропускном пункте «Карасу». Водители большегрузных фур говорят, что иногда приходится стоять сутки, а то и больше. В итоге предприниматели не могут вовремя получить груз, а дальнобойщики несут большие убытки. Между тем, заторы наблюдаются как по эту, так и по ту сторону казахстанско-кыргызской границы. Чтобы выяснить, почему возникла такая ситуация, на пограничный рубеж отправилась наша съемочная группа. Репортаж Аскара Сергалиева.
АСКАР СЕРГАЛИЕВ — КОРРЕСПОНДЕНТ: «На пограничном посту Карасу круглые сутки километровые пробки. По словам водителей, переход границы занимает сутки, а то и двое. Такая ситуация возникла около 2 месяцев назад. Водители говорят, что прежде вся процедура занимала не больше 40 минут».
Эту длинную вереницу из большегрузных фур водители называют колейкой. В основном машины стоят. Но время от времени наблюдается движение.
ВЛАДИМИР БАСЮК — ВОДИТЕЛЬ ИЗ УРАЛЬСКА: «В 2 месяца 2-3 рейса делаю сюда. Из Уральска езжу на Бишкек. Здесь постоянно пробки. То есть вчера буквально мы стояли на горе. На самой горе. Мы за 2 часа могли продвинуться 10-15 метров. Машины пропускают здесь без очереди с выездных ворот. Потому что они платят».
По ту сторону границы ситуация еще хуже, жалуются дальнобойщики. Там скопление фур иной раз доходит до 5 километров.
СТАНИСЛАВ ШУБИН — ВОДИТЕЛЬ ИЗ БИШКЕКА: «В основном вожу скоропорт. Климатические условия сейчас такие, что очень жарко, и вот приходится по двое суток стоять, реф молотит, получается, как бешеный. И получается перерасход топлива и перерасход денег».
Один из предпринимателей и вовсе заявил, что после досмотра недосчитался товара на кругленькую сумму.
ЕРГАЛИ УЗАБАЕВ — ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ: «- Одну машину досмотрели 20 мая, у меня на 6 800 долларов товара не хватило. — 6 800 долларов? — Да, потому что мне коммерсанты на такую сумму выставили деньги».
Вот эти кадры, снятые на камеру мобильного телефона. 20 тонн товара были разгружены. Такая процедура, как правило, занимает много времени, и для тщательного досмотра нужны веские причины. Предприниматель утверждает, что ему просто вернули товар. Причем с большой недостачей. Однако, начальник пограничного пункта заявляет, что никаких проблем на этом участке нет. «Порядка 20 машин всего лишь стоит. В течении 20 минут они все проедут». Но проведенный им же мини-опрос доказал обратное.
ТАХИР АППАЗОВ — НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛЕНИЯ ПОГРАНИЧНОГО КОНТРОЛЯ «КАРАСУ»: »
Шлагбаум открыт, там свободно, машин нет. Не знаю, я стою в колейке, сейчас сунусь — скандал будет, до драки дело дойдет. Не дойдет, потому что они не заезжают. Не хотят заезжать».
СЕРГЕЙ СОСЕВИЧ — ВОДИТЕЛЬ ИЗ ПЕТРОПАВЛОВСКА:
«– Часто стоите?
— Да. Каждую неделю бывает.
— И сколько стоите?
— Каждый раз по разному. Максимально сколько? Сутки бывало стояли».
Как только водитель произнес эту фразу, начальник погран пункта поспешно скрылся. За комментариями мы обратились в пресс-центр пограничной службы КНБ.
КАНАТБЕК СОЛТАНОВ — НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ПО СВЯЗЯМ СО СМИ И ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ КНБ РК:
«Пограничный пост «Карасу» оснащен всеми необходимыми техническими средствами. На проверку одного транспортного средства выделяется 15 минут. Но, в случае, если возникнут подозрения, могут провести полную проверку. Эти заторы связаны с активизацией деятельности органов гос.доходов. Органы гос.доходов сейчас проводят полную проверку автотранспортных средств на соответствие грузов, товарно-сопроводительных документов».
Непонятно одно, если пограничники не имеют отношения к очередям на границе, тогда зачем весь этот спектакль с опросом водителя и побегом от журналистов.