Бюджет Казахстана теряет прибыль. Причина — мобильные приложения и интернет-игры, на которые наши соотечественники ежегодно тратят миллионы долларов. При этом все средства уходят напрямую разработчикам, а налоги не платятся. В законодательстве это не прописано. Сколько недополучил государственный бюджет из-за онлайн-услуг? Вопрос изучила Айгуль Мухамбетова.
Мобильные приложения и интернет-игры уже давно не только способ развлечения. Это «золотая жила» для разработчиков. Алматинец Архат Нурахманов рассказывает, его сын уже год играет в популярную сейчас – Fortnitе. За это время 12-летний подросток потратил почти 50 долларов на разные онлайн игры. АРХАТ НУРАХМАНОВ — ЖИТЕЛЬ ГОРОДА: «Моему сыну 12 лет, познакомился с плейстейшеном в 11. Часто покупали игры. Я сначала раньше думал, что купил один раз игру и все, забыл, но оказывается там есть специальные вложения, «скины». Для меня это шок, что иногда эти «скины» доходят до 1-2 тысяч долларов». Таких приложений, как и их пользователей, в нашей стране тысячи. АЙГУЛЬ МУХАМБЕТОВА — КОРРЕСПОНДЕНТ: «Есть несколько ключевых вариантов платы за мобильное приложение. Первый – это когда изначально скачать его можно только за деньги. В таком случае человек сразу решает, раскошеливаться или нет. Второй вариант – демо-версия. Бесплатно пользоваться приложением можно лишь до определенного уровня. Понравилось? Желаете продолжить? Тогда просьба заплатить по счету. Ну, и так называемые freemium приложения. На первый взгляд не требующая вложений игра навязчиво предлагает варианты, как продлить жизнь, стать выносливее или получить более мощное оружие. Естественно, за деньги. Стремление к победе заставляет человека тратиться на дополнительные опции». Незаметно небольшие суммы, вложенные в игру, превращаются в колоссальные расходы. Согласно анализу компании Newzoo, в 2018 году среди стран СНГ Казахстан стал второй по тратам на онлайн-игры. Наши граждане не пожалели на них 207 млн долларов. Лидирует в регионе Россия — соседи потратили 1,6 млрд долларов. Замыкает тройку Украина. В стране, где живет на 24 млн человек больше, чем в Казахстане, спустили на онлайн-игры на 28 млн долларов меньше (179 млн). В масштабах планеты в первой тройке геймеры Китая (34,4 млрд), США (31,5 млрд) и Японии (17,7 млрд). Как правило, эти средства поступают напрямую разработчикам. В Казахстане вопрос по налогообложению онлайн услуг в Казахстане находится только в стадии изучения. По крайней мере так ответили нам в министерстве национальной экономики спустя 2 недели после запроса канала. Для сравнения, в России иностранные IT-компании, торгующие на территории государства через интернет электронным контентом — музыкой, фильмами, приложениями, являются плательщиками НДС. АНАТОЛИЙ УТБАНОВ — АДВОКАТ: «Во-первых, нужно руководствоваться опытом европейских стран, которые работают в этой сфере; опытом РФ, которая защищает права игроков, используя закон о защите прав потребителей. И, может быть, уже совершенствовать действующее законодательство. Поскольку здесь будет интересно поработать, как с точки зрения налогообложения владельцев онлайн-игр, так и с точки зрения защиты онлайн-игроков». Если результаты исследования верные, и в прошлом году на онлайн-развлечения жители нашей страны, и правда, потратили 207 млн долларов, то казахстанский бюджет должен был, как минимум, получить 12% от этой суммы в качестве НДС. Это почти 25 млн долларов – то есть, почти 9,5 млрд тенге. Деньги, которые госказна, похоже, не получила. То есть, пока власть думает над решением проблемы, из страны продолжают утекать средства.