Морской бой: Иранцы устроили погоню за британскими морскими судами

Морской бой в масштабах планеты. Пять иранских катеров погнались за британским танкером, проплывавшим по Ормузскому проливу. Если судить по предыдущим заявлениям Ирана, именно так выглядят ответные меры на задержание на прошлой неделе Великобританией иранского танкера. Юлия Волкова расскажет, кто помешал захвату судна и как ирано-британский спор может отразиться на нашей стране.

Первые полосы иранских газет уже неделю пестрят заголовками со словом “пираты”. Люди возмущены тем, что британцы задержали иранский танкер “Grace-1” и обвинили страну в незаконных поставках нефти в Сирию.

АХМАД ДАМАВ АНДИ НЕДЖАД – ЖИТЕЛЬ ТЕГЕРАНА: “То, как англичане проникли на нашу землю и этот захват танкера – международное нарушение границ, пиратство и провокация!”.

Борьба за танкер продолжается с 4 июля. В этот день таможенные службы Гибралтара заявили, что задержали иранское судно, перевозившее сырую нефть в сирийский порт Банияс на завод, который находится под санкциями Евросоюза. Но если судить по заявлению министра иностранных дел Ирана, произошло недоразумение, серьезно оскорбившее персидскую страну.

АББАС АРАКШИ – ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ИРАНА: “Несмотря на то, что заявляет правительство Англии, целью и пунктом назначения нашего танкера была не Сирия! Порт, который они назвали в Сирии, не имеет возможности для такого супертанкера! Остановка нашего корабля – настоящий морской грабеж”!

Так как место назначения иранский чиновник не открыл, требования вернуть танкер не помогли. Иранцы пригрозили ответными мерами, и сейчас британское правительство заявило: что, якобы, 5 военных катеров Ирана попытались захватить британский танкер в Ормузском проливе. Помешал этому вооруженный фрегат британского флота. США обратились к международному сообществу с просьбой образумить Иран. Санкции Европейского союза против Сирии вступили в силу в мае 2011. Иран тоже сейчас под санкциями, но от США. Они включают в себя запрет международных продаж иранской нефти. Поэтому, если подтвердится версия поставки сырой нефти в Сирию – а на борту иранского танкера было 2 млн баррелей, то огромного международного скандала и удара по экономике не миновать.

ЖУМАБЕК САРАБЕКОВ – ЭКСПЕРТ ИНСТИТУТА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ПОЛИТИКИ ПРИ ФОНДЕ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РК: “Санкционное геополитическое давление на Иран возрастает. Стороны проверяют друг друга, конечно, на прочность, но в такой напряженной системе может привести к военным столкновениям масштабным, к войне региональной, в случае которой мало не покажется никому. Через Ормудский пролив проходит львиная доля мирового транзита нефти, и это может привести к глобальному шоку на нефтяном рынке, что отразится и на экономике Казахстана, потому что мы являемся одним из крупных экспортеров нефти. Риски возрастают и, соответственно, цены тоже могут пойти вверх. Но, в целом, это может обернуться другими негативными последствиями, которые здесь трудно просчитать”.

Министр иностранных дел Ирана сегодня опроверг информацию о попытке задержать британское судно. Политик счел это очередной провокацией. Представители вооруженных сил страны добавили, что в последние дни не взаимодействовали с какими-либо иностранными кораблями, в том числе британскими. Телеканал CNN неоднократно отмечал, что у американцев есть видеозапись погони иранских военных за британским танкером, но обнародовать ее почему то до сих пор они не торопятся.

 

СООБЩЕСТВА ПЕРВОГО КАНАЛА ЕВРАЗИЯ

X