Некачественные дороги. С этой проблемой не первый год сталкиваются жители поселка Косшы, Акмолинской области. Уложенный в прошлом году асфальт, уже в этом, пришел в негодность. Вместе со специалистами на место выехали и наши корреспонденты. О том, какие нарушения были выявлены в ходе проверки, в сюжете Ержана Утепкалиева.
«Вот, смотрите. Это обочина. Ну скажите мне, где написано, что обочина должна быть сделана из грязи? Покажите мне СНИП, где написано, что с грязи? Вот это, что это такое?». Нарушения выявили уже при въезде. Асфальт, который был уложен в прошлом году, пришел в негодность. А ведь должен был прослужить минимум 2 года. Тем более, что потрачено было 420 млн бюджетных тенге. Местные жители говорят, что все произошло из-за постоянно курсирующих по трассе большегрузов. Однако специалисты утверждают, что при соблюдении всех требований при укладке и эксплуатации полотно могло уцелеть.
ЗАМИР САГЫНОВ – ГЛАВНЫЙ ДИРЕКТОР РГП «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР КАЧЕСТВА ДОРОЖНЫХ АКТИВОВ»: «Это сетка-трещина. Можете в любой нормативный документ зайти, мелкая сетка-трещина говорит о том, что нет основания. Было плохое уплотнение асфальта. Одно на другое накладывается, плюс к этому, как он говорит, еще стали проезжать большегрузы».
Сотрудники центра взяли несколько проб дорожного покрытия. По результатам экспертизы выявлены многочисленные дефекты. Недовольны качеством дорог и жители Косшы. Три года назад, еще до укладки асфальта на бюджетные средства, они на собственные деньги постелили дресву — так называемую мелкую щебенку. Чтобы как-то можно было передвигаться по поселку.
ШАМША АТАБАЕВА – ЖИТЕЛЬНИЦА П. КОСШЫ: «В то время мы сами жители собрали деньги и постелили дресву. Потому что ходить было невозможно. Грязь, дети в школу ходят. После этого, сверху просто постелили асфальт. Ничего не рыли, технологии не соблюдались». Оказалось, работали подрядчики, как говорится на глаз. Заказчик в лице акимата Целиноградского района не установил требования качества.
СЕРГЕЙ КОНОНОВ — НАЧАЛЬНИК УЧАСТКА П. КОСШЫ: «Четвертая категория дорог – это та категория дорог, которая не подвергается каким-то очень жестким требованиям. На такое движение она не была рассчитана. Да и проекта как такового не было. Был приблизительный расчет». И на втором объекте, который посетили сегодня специалисты, картина не лучше. Кстати, тоже в этом же поселке. Здесь идет строительство новой дороги».
ЕРЖАН УТЕПКАЛИЕВ – КОРРЕСПОНДЕНТ: «Вот этот свежевыложенный асфальт, оказывается, по стандартам должен прослужить 20 лет. Конечно, с учетом погодных условий. Во всяком случае так утверждают специалисты центра качества автодорог. Однако по факту заказчиком дается гарантия лишь на 3 года. Да и этот срок выдерживает далеко не каждая дорога».
Специалисты при помощи передвижной лаборатории выявили 13 материалов, несоответствующих проектным требованиям. При этом изменения в составе асфальто-бетонного покрытия подрядчики вовсе не согласовывали с проектировщиком. Местные власти заверили, что это не повлияет на качество. А при нарушении технологии жители села могут обратиться в ответственные органы.
АРМАН ДЖУМАГУЛОВ – РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА И АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ЦЕЛИНОГРАДСКОГО РАЙОНА: «В инспекции транспортного контроля есть ситуационный центр, который принимает заявления от жителей. Они могут снять большегрузную машину на видео, отправить туда либо сфотографировать, и они уже будут принимать меры».
Акимат лишь помог установить арку. Она не спасает ситуацию, говорят люди. Подрядные организации до сих пор не устранили более 20 выявленных ранее замечаний. Да и сейчас неизвестно, кто будет восстанавливать асфальт на первом объекте, если все средства на проект уже освоены. На втором — пока тоже о переделке брака речь не идет. Вот так деньги ушли, а результата нет!