Почти 3 млрд тенге ежегодно недополучает бюджет из-за нелегальных перевозчиков. В акимате Алматы подсчитали, что их услугами каждый день пользуются десятки тысяч человек. При этом автобусы, в которых осуществляются такие перевозки, не проходят регулярную техническую проверку. Но, судя по цифрам, людей это мало волнует. Тему продолжит Илья Самохвалов.
ИЛЬЯ САМОХВАЛОВ – КОРРЕСПОНДЕНТ: «Ежедневно от 20 до 28 тысяч человек пользуются услугами нелегальных перевозчиков. Если посчитать, что стоимость каждого билета составляет 2 тысячи тенге, то ежегодная выручка этих самых перевозчиков составит примерно 15 млрд. Примерно четверть от этой суммы должна поступать в бюджет в виде налогов». Для сравнения, услугами одного из Алматинских автовокзалов за минувший день воспользовались 1900 человек. В сравнении с пассажиропотоком, который проходит через нелегальных перевозчиков, это капля в море. ЕРЛАН АБИЛЬДАЕВ — НАЧАЛЬНИК СЛУЖБЫ ПЕРЕВОЗОК АВТОВОКЗАЛА: «У нелегальных рейсов, транспортные средства и водители выполняющие нелегальные рейсы, как правило, не проходят медицинское обследование, предрейсовый и послерейсовоый технический осмотр». АСЕТ ТУЛЕУШОВ – РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА УПРАВЛЕНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА И АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ГОРОДА: «Ежедневно в город Алматы заезжает около 150 автобусов. Только 60 из них заезжают и выезжают с автовокзалов и автостанций. То есть, только 60 автобусов осуществляют законные и регулярные перевозки. Оставшаяся часть автобусов, получается, осуществляет незаконные и нерегулярные перевозки багажа».За счет того, что нелегальным перевозчикам не надо проходить технический контроль перед каждым рейсом, водителю не требуется ежедневная медицинская проверка. Да еще и налоги платить не нужно. Стоимость подобных поездок, как правило, значительно ниже. Поэтому люди прибегают к их услугам. Каждый раз, садясь в один из таких автобусов, они идут на риск. Эксперты говорят, что бороться с нелегальными перевозчиками очень сложно. Зачастую они оформляют свои поездки как нерегулярные. Формально это выглядит как заказ такси. Водитель составляет список пассажиров, вносит произвольный маршрут в бортжурнал. И даже в случае проверки сотрудниками полиции, оштрафовать его будет не за что. Легализовать такие рейсы помогут только новые требования к перевозчикам. Главное из которых — все автобусы должны производить посадку и высадку пассажиров на автостанциях и автовокзалах. Их разработкой сейчас и занимаются в городскомакимате.