Последний рейс: 41 человек погиб при аварийной посадке самолета в аэропорту Шереметьево

 

В Мурманске сегодня объявлен трехдневный траур по погибшим в результате авиакатастрофы в аэропорту Шереметьево. Во время посадки новый суперджет загорелся прямо на взлетной полосе. Из объятого пламенем самолета выбраться успели не все. Вместе с жителями России в эти дни скорбят и казахстанцы. Телеграммы соболезнования от себя лично и всего народа Казахстана первым руководителям страны направили президент Касым-Жомарт Токаев, Елбасы Нурсултан Назарбаев, спикеры обеих палат Парламента. Наши дипломаты в Москве последние сутки находились на постоянной связи с местными властями. К этому часу уже опубликованы и проверены списки погибших и пострадавших. Наших граждан на борту самолета не было. Следственный Комитет России озвучил первые версии трагедии. Одной из причин могла стать недостаточная квалификация персонала. Ольга Витукевич продолжит.

Шереметьево. Один из четырех крупнейших аэропортов России. Рейс Москва-Мурманск неожиданно запрашивает посадку. Он в небе всего 28 минут. Полные топливные баки — на борту вместе с командой- 78 человек. Никто не знает, что случилось. Вероятно, попала молния. Теряется связь. ТАТЬЯНА КАСАТКИНА — БОРТПРОВОДНИК: «Все начали орать, что мы горим, но самого пламени в самолете, внутри не было. Потом пассажиры говорили, что начали плавиться иллюминаторы, когда мы еще катились». Дважды суперджет заходил на посадку. Пожара не было. По словам очевидцев, он вспыхнул только, когда самолет совершил 3 козла — то есть, страшной силы прыжки, из-за которых разорвало шасси и пробило топливные баки. Полные, напомню, под завязку. А дальше — как сухая спичка о коробок. Горело все — даже взлетная полоса. Это было не как в кино, когда за минуту прилетают пожарные. Пассажиры выбирались сами. По надувным аварийным трапам. Тем, кто находился в этом момент в аэропорту было видно, как маленькие человеческие фигурки скатываются, как горошины и разбегаются в разные стороны. ТАТЬЯНА КАСАТКИНА — БОРТПРОВОДНИК: «Когда самолет остановился, я начала эвакуацию сразу же. Я там уже не видела их, выталкивала ногой дверь, и потом пассажиров выталкивала, чтобы они не задерживались на эвакуации, прямо каждого за воротник». ЕЛЕНА МАРКОВСКАЯ — СОТРУДНИК СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА: «На борту находились 73 пассажира и 5 членов экипажа. На данный момент в терминале аэропорта находятся 28 пассажиров. Как я уже сказала: они работают со следователями и психологами. Пять человек доставлены в больницы. Из 78 человек, находившихся на борту самолета — 37 выжили. 33 пассажира и 4 члена экипажа погибли». То есть, 40 пассажиров и один бортпроводник погибли. Сгорели, задохнулись в раскаленном корпусе нового, только что прошедшего проверку самолета. Заведено уголовное дело, есть несколько версий. Но пока неясно, был ли у людей шанс выжить. И если да — почему его не использовали. В Казахстане поспешили заявить, что таких самолетов у нас нет. РОМАН СКЛЯР — МИНИСТР ИНДУСТРИИ И ИНФРАСТРУКТУРНОГО РАЗВИТИЯ РК: «Самолет Superjet, российского производства — принадлежит частной авиокампании, на регулярных маршрутах такого типа судов у нас нет». Россия принимает соболезнования. Его направил и Президент Казахстана. «Выражаю искренние соболезнования родным и близким погибших, а также всему российскому народу. Пострадавшим желаю скорейшего выздоровления и возвращения к своим семьям». — ИЗ ТЕЛЕГРАММЫ СОБОЛЕЗНОВАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАСЫМ-ЖОМАРТА ТОКАЕВА. При проектировании самолетов закладывается правило 90 секунд. За полторы минуты все пассажиры должны быть эвакуированы в случае жесткой посадки. Но оно действует, если все организовано встают и не задерживают друг друга. Понятно — о чемоданах даже речи нет. Экстренная все-таки ситуация. Но на этот раз вещи оказались дороже жизней. Большинство пассажиров так и не выпустили свои сумки из рук. Отнимая драгоценные секунды у тех, кто задыхался позади». В Мурманске объявлен трехдневный траур. С выжившими пассажирами работают следователи и психологи. Семьи погибших получат по миллиону рублей. Изучаются бортовые самописцы, записи с камер видеонаблюдения. Специалисты их поймут и разберут — это дело опыта и техники. А вот для простых людей — этот черный смертельный факел и крики — останутся страшной трагедией, которую все-таки допустили. Для  41 человека это был последний в жизни рейс.

X