Продавцов хлеба в Атырауской области заподозрили в ценовом сговоре! Об этом сообщили в Министерстве нацэкономики. 8 реализаторов должны будут устранить нарушения за 10 дней. Корреспондент Первого канала «Евразия» Мария Парфёнова расскажет, на какие продукты в Казахстане «взлетели» цены, и какие хитрые уловки используют производители.
Молоко, сыр и масло. Важные продукты, которые всегда на столе у каждой казахстанской семьи. Их стоимость сильно влияет на бюджет. Но, увы, произошло очередное подорожание. Об этом сообщили аналитики проекта по экономическому мониторингу energyprom.kz. И это несмотря на то, что молока в стране стали производить на 8% больше.
За год пастеризованное молоко подорожало сразу больше, чем на 12%. Теперь оно стоит почти 239 (238,2) тенге за 1 литр. Цена за килограмм сычужного сыра выросла без малого на 11% (10,7%) – 2700 тенге. Замыкает тройку сливочное масло (+10,5% к стоимости). А это — 2 300 тенге за кило.
Рост цен на молоко больше всего отразился на жителях Шымкента. В итоге они стали употреблять его на 1/4 меньше. Однако, в сфере повышенной конкуренции у покупателя всегда есть альтернатива. Производители часто идут на хитрые маркетинговые уловки. Когда из-за инфляции и прочего уже не получается выпускать тот же товар по прежней цене, меняют объем. Вряд ли большинство заметило, что тетрапакеты с классическим литром молока превратились в 900-миллилитровые. Производитель сохраняет прежнюю цену, но немного меняет вес продукта. И так сегодня не только с молоком.
ЖАНГЕЛЬДЫ ШИМШИКОВ — ЭКОНОМИСТ:
«Это настоящий обман, настоящее грабительство, только в скрытой форме. А когда это в скрытой форме, не замечается, а каждый раз доказывать, что тоже это не так просто».
О подобном некоторые из опрошенных нами жителей даже не слышали, а другие не раз замечали и сами, что упаковки некоторых товаров, прямо скажем, «похудели».
«Обращала на это внимание, я считаю, это неправильно, потому что мы
платим за недостаток товара».
«Намеренно экономят, деньги делают так».
«Если честно, нет, я не обращала внимания».
Но если опустить эмоции, это, скорее не обман, а игра на привычках потребителей. Ведь информацию про объем продукции не скрыли, а попросту убрали с лицевой стороны, некоторые еще и шрифт уменьшили, чтобы в глаза не бросалось. У защитников прав потребителей совет один: читайте то, что написано на ценнике и упаковке.
ТУРСУН ДЖАКПАРОВА — ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ:
«Когда в маркировке указан тот самый объем продукции, это не считается нарушением прав потребителей. Если такой факт, что в маркировке указан литр, а они не доливают этот литр, налицо статья 190 Кодекса об административных правонарушениях».
У казахстанских регуляторов и контролеров цен на продукты в арсенале мер воздействия также есть не только «пряник», но и «кнут». Ведь кроме чисто экономических причин, влияющих на цену, есть еще фактор человеческий. Когда все перекрывает жажда наживы и недобросовестность.
ЖАСЛАН ШИНГУЖИНОВ – РУКОВОДИТЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ ДЕПАРТАМЕНТА ВНУТРЕННЕЙ ТОРГОВЛИ МИНИСТЕРСТВА ТОРГОВЛИ И ИНТЕГРАЦИИ РК:
«Если повышается рост цен, идет первое предупреждение, а второе – 100 МРП. Совместно с акиматами мы на законном уровне разрабатываем правила, которые предусматривают торговую надбавку не более 15% за продвижение товара».
А в соседней России совсем недавно добрались и до яиц. Шквал негодования потребителей вызвали упаковки куриных яиц по 9 штук вместо привычного десятка. Однако, некоторые производители пояснили, что таким образом стараются удовлетворять запросы разных покупателей, ведь не всем нужно 10 яиц, кто-то хочет купить 5-6. Правда, это вовсе не объясняет, почему тем, кому нужно 5-6 яиц, подсовывают 9.