В Алматы школьные столовые оказались на грани разорения. Предпринимателям насчитали долгов на десятки миллионов тенге, которые они обязаны выплатить за аренду кухонного оборудования. Бизнесмены утверждают, что в договоре об этом не упоминалось. Как так вышло, и есть ли решение проблемы? Расскажет Илья Самохвалов.
Управление государственных активов Алматы в ходе плановой проверки выявило, что школьные столовые задолжали 23 млн тенге за аренду кухонного оборудования в период с 2016 по 2017 годы. Причем эта сумма лишь по 4 районам города из 8. Интересно и то, что взыскать долг с бизнесменов поручили не надзорному органу, а директорам учебных заведений.
САЛТАНАТ ЛЕСБАЕВА — НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: «Директорам были даны указания истребовать с предпринимателей, оказывавших услуги по организации питания за период с 2016 по 2017 год. Бухгалтерам учреждений образования были предоставлены реквизиты банковского счета, куда арендаторам необходимо вносить деньги с пометкой «оплата за аренду кухонного оборудования».
Срок для погашения задолженности дали 2 недели. Некоторые бизнесмены все же перевели деньги. Другие отметили, что у них нет таких средств, а чтобы их найти нужно повышать цены.
ГУЛЬНАРА МАМАЕВА – ПРЕЗИДЕНТ АССОЦИАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ: «Мы социальные объекты. Мы не можем поставить цены, как в кафе или ресторане. У нас малообеспеченные дети. У нас должна быть цена, извините, социальной».
Чтобы решить проблему, бизнесмены обратились за защитой в палату предпринимателей, где сразу предположили откуда на самом деле появился долг и кто его должен выплачивать.
БАЙРАМАЛЫ АХМЕДОВ — ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: «Если госбюджет потерпел убытки, пусть взыщут с этих государственных служащих. Школы, колледжи даже юриста не имеют в своем штате».
При этом представитель управления государственных активов сообщил, что они не давали указаний по взысканию задолженности.
НУРЛАН АСКАР — РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЙМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АКТИВОВ ГОРОДА:
«Никаких требований на сегодняшний день выставлено предпринимателям не было. Мы, в свою очередь, собирали директоров школ и объясняли им, какой порядок передачи. Что они должны указывать, какое имущество они передают. Также мы делали запрос, какое имущество они передавали в 2016-2017 годах в аренду».
По словам Нурлана Аскара, директорам школ разъяснили порядок, при котором они должны сдавать в аренду помещения и оборудование. Сделано это было для предотвращения ошибок в будущем. Вместе с тем предпринимателям сказали не удовлетворять выставленные требования, а тем, кто уже перевел деньги, рекомендовали потребовать их возврат.