Слово не воробей. Только американский изобретатель Илон Маск заикнулся о том, что готов строить свои заводы в Казахстане, как в Шымкете ему тут же сделали большой шаг навстречу. Там готовы выделить миллиардеру землю, быстро оформить все документы и встретить новые технологии с горячим южным гостеприимством. А именно, зарядные станции для последнего поколения электромобилей Тесла. Чтобы один из величайших и занятых умов планеты не забыл о своих словах, ему решили напоминать об этом ежедневно. Ольга Витукевич задумалась о том, что из этого может выйти.
Зал взрывается аплодисментами, как только его видит. Американский инженер, изобретатель, инвестор. 20 млрд долларов состояния. И очень смелые мечты. Это он стал строить электромобили. И станции сверхбыстрой зарядки. За последние 2 года по всему миру благодаря этому человеку открылось почти 500 таких заправок. Это все Илон Маск рассказал на недавней презентации. И пообещал строить свои комплексы в разных странах мира. Голос из зала намекнул, где конкретно, громче других.
«Да, у нас много сторонников из Казахстана. И в Казахстане нужно поставить зарядные станции».
Где и в какие сроки, инженер не уточнил. Но в Шымкенте решили — если не стучать в закрытую дверь, она не откроется. И предложили себя и свои возможности, чтобы построить такой завод, чтобы стать первыми на этом огромном перспективном поле. Технологии, инновации, экспортный потенциал — все это подтолкнуло к решительному шагу. Шымкент напомнил Маску о его недавних словах.
ДАНАТ ЖУМИН — ЗАМЕСТИТЕЛЬ АКИМА ГОРОДА ШЫМКЕНТ: «Чтобы он рассмотрел возможность строительства нового завода именно на территории Шымкента. У нас сейчас строится новая индустриальная зона «Жулдыз», там более 70 гектаров земли. Для завода «Тесла» — это больше, чем достаточно».
Компания уже произвела полмиллиона электромобилей. А через год планирует подвести эту цифру к миллиону. Казахстанскому водителю привычней ездить на газе или бензине. Всего в стране почти 3 млн 800 тысяч автомобилей. Но, особенно в регионах, многие даже не видели, как выглядят машины на зарядке.
ЕРИК ЛАПИЕВ — ГЛАВНЫЙ ЭКСПЕРТ МИНИСТЕРСТВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РК: «89,6% от общего количества зарегистрированных автомобилей в качестве топлива используют бензин, 6.4% — смешанное топливо, 2.3% — дизельное топливо. Наименьшая доля приходится на электромобили, которые на 1 февраля 2019 года составили 668 единиц».
Так что, пока с пылу с жару, Илона Маска решили брать его же упорством и настойчивостью. Руководство области придумали стандартное напоминание в несколько строк и предложили отсылать их всем казахстанцам на его личную страницу.
«Привет, Илон! Пожалуйста, сдержите свое обещание строительства в Казахстане зарядных станций. Город Шымкент готов предоставить вам налоговые и таможенные льготы, необходимую инфраструктуру и земельные участки бесплатно. Напишите нам».
Попытка — не пытка. Но саму идею Илон Маск просто не сможет не заметить. Шымкент не знает, на какое по счету из сообщений инвестор все-таки ответит. Но в то, что ответит, — верят всем сердцем.