Обещанного три года ждут. Достоверность этой поговорки, похоже, решили доказать таразские чиновники. Вместо обещанной горячей воды местные жители уже много месяцев имеют дело с разрытыми дорогами. Подрядчики значительно не успевают в срок и работы проводят с нарушением, а заказчик спокойно ее принимает. В дело пришлось вмешаться антикоррупционной службе. Все подробности в репортаже Светланы Пеньковой.
В прошлом году жителей Тараза обрадовали, что уже с 2020 в их дома горячую воду будут подавать бесперебойно. Для этого и трубы закупили, и конкурс объявили, и дороги разрыли. Но на этом все и остановилось. Вернее работа велась, но с таким отставанием от графика, что акимат подал в суд на некоторых подрядчиков, и им пришлось выплатить штрафы. Вот только люди предпочли бы, чтобы эти фирмы обязали скорее завершить ремонт теплосетей и дорог.
«Это что за дорога?! Ездим туда-сюда! Когда нормальная дорога будет?! Всю жизнь ездил по этой улице. Год уже эту дорогу никак не сделают. Куда все деньги уходят?! Под землю уходят наши деньги!».
«Как лежало оно, так и лежит! Никто ничего не делает, это очень неудобно: такси не ездят, автобусы не ходят, приходится нам идти пешком».
«Прошлым летом все выкопали, год так лежало. Теперь вот боимся, вдруг дети туда ненароком упадут. Из-за пыли окна открыть не можем. И заявления пишем, сколько уже написали, всё напрасно!»
С приходом весны ремонтные работы возобновили. Но эксперты уверяют – они ведутся с нарушением, а значит, уже через год дорожное покрытие будет все в дефектах. Почему приняли такую некачественную работу, попытались выяснить у заказчика. Но представитель ТаразТрансЭнерго от комментариев отказался. Подрядчик заявляет: работы, которые вызвали вопросы у проверяющих, вообще не были предусмотрены проектом.
РИНАТ АБДУЛЛИН, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПОДРЯДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: «Я не знаю, по каким вопросам она не будет принята, потому что пока у меня на руках ни лабораторного заключения нет. То что им подгрунтовка не понравилась, так у меня ее по проекту нет. Это они уже должны были сами решать вопрос. Я сам беру СНИПы, знаю, что положено, и делаю. Но я по идее вообще этого не должен делать. Я просто на свои деньги взял и сделал эту подгрунтовку».
О том, что качество дорог напрямую зависит от качества специалистов в акиматах, говорили уже не раз. Именно они утверждают проект работ, они смотрят, чтобы все выполняли правильно.
ЗАМИР САГИНОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР НАЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА КАЧЕСТВА ДОРОЖНЫХ АКТИВОВ: «Потому что в местной сети сидит не специалист, не дорожник, он основы не знает. Да он вроде бы вычитал СНИП, но он юрист, он финансист, но он не специалист, он основы не знает. И поэтому если он основы не знает, как он может предъявить?».
Зато нашлось, что сказать антикоррупционной службе. Пристальное наблюдение за процессом ремонта дороги и изучение всех аспектов привело к заключению, что полотно нужно перекладывать заново.
АЙБЕК АЖИБАЕВ, ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ДЕПАРТАМЕНТА АГЕНТСТВА РК ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ ПО ЖАМБЫЛСКОЙ ОБЛАСТИ: «Между первым слоем и старым асфальтом битум не залили. На выходных вместо 8-ми тонного катка почему-то работал трехтонник. Это большое нарушение технологии! Мы сейчас поднимаем вопрос, чтобы дорогу делали заново».
Подрядчик же заверяет, что качество покрытия отличное. И даже дает гарантию 3 года. А то, что на дорогах, отремонтированных им ранее, уже появились дефекты – это устранимо.
РИНАТ АБДУЛЛИН, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПОДРЯДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: «У меня в том году, я кое-где постелил асфальт, да у меня пошли просадки, я не скрываю этого. Есть. Эти улицы сейчас закончу и где-то пройдусь по ремонту».
Про большие проблемы с дорогами акиму Тараза уже говорили не только местные жители, но и глава области Бердибек Сапарбаев. Однако изменений никто из них пока так и не увидел.