8:20 Прямой эфир «П@УТINA» бағдарламасы
9:15 Далее в эфире «ВОСКРЕСНЫЕ БЕСЕДЫ»

Только 7% школьной формы, которую носят казахстанцы, произведено в нашей стране

 

37 млрд тенге в прошлом году казахстанцы потратили на покупку школьной формы. При этом подавляющее большинство платьев и костюмов были завезены из соседних стран. Отечественные производители обеспечивают только 7% потребностей рынка. Но даже для этого объема материал приходится закупать за рубежом. В проблемах отрасли легкой промышленности разбиралась Светлана Пенькова.

«Качество очень хорошее. У нас первый национальный детский бренд казахстанский. Мы уже шестой год выпускаем форму, и у нас ее просто на «ура» забирают всю!».

Такая же востребованность, по словам бизнесменов, и у других 14 отечественных компаний, которые производят школьную форму. При этом до сих пор более 90% рынка в этом сегменте занято иностранными компаниями. Причину производители видят в плохой рекламе.

АСЕМ ЖУМАТАЕВА — ПРЕДСТАВИТЕЛЬ АССОЦИАЦИИ ЛЕГКОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ РК:

«Люди привыкли покупать школьную форму в Турции и России. И даже, наверное, не знают, что наши производители на сегодня могут достойную с дизайнерскими новыми штучками, просто превосходную модную форму пошить».

Дизайн формы отдан на откуп производителям. А вот требования к ткани – обязательны для всех, потому что от нее зависит здоровье ребенка. Школьная форма должна быть влагоустойчивой, воздухопроницаемой и гигроскопичной. Поэтому ткань закупают за рубежом.

МЕДЕТ ДИХАНБАЕВ — МАРКЕТОЛОГ КОМПАНИИ В СФЕРЕ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ:

«Текстиль такого качества, которое мы должны использовать в пошиве именно школьной одежды, на данный момент в Казахстане не существует. Пока наши еще не могут произвести. Если бы мы здесь приобретали текстиль, форма бы сильно подорожала».

АСЕМ ЖУМАТАЕВА — ПРЕДСТАВИТЕЛЬ АССОЦИАЦИИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РК:

«Дело в том, что в Кыргызстане очень сильно развиты субсидии, и у них легкая промышленность в приоритете, и их поддерживают. Поэтому они освобождены от многих налогов, и в себестоимости мы не всегда можем конкурировать».

Отечественные производители признаются, полностью закрыть потребность страны в ученической форме они не могут. Но увеличить свою долю с 7% до 30% – готовы хоть сейчас. Поэтому ведут бой, буквально за каждого покупателя. И главным козырем в этой в борьбе стало качество.

МАРАЛ — ЖИТЕЛЬНИЦА ГОРОДА:

«Два года подряд мы одну жилетку и брюки подряд носили, только удлиняла. А так меня устраивает пока все. Но пиджаки мы не брали, потому что особо не носим».

Некоторые предприниматели даже дают гарантию на произведенную форму.

МЕДЕТ ДИХАНБАЕВ — МАРКЕТОЛОГ КОМПАНИИ В ОБЛАСТИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ:

«Можно будет подойти в наш официальный магазин и обменять форму. Просто показать, у вас, соответственно, примут эту одежду, посмотрят. Если действительно ошибки были с нашей стороны, чтобы не было такого, что кто-то там ножницами резал специально, тогда обменяют, вообще без проблем».

Но, несмотря на все усилия, конкурировать с зарубежными аналогами в ценовом диапазоне наши производители не могут. А покупатели, при одинаковом качестве, но разной цене, конечно, выбирают то, что дешевле. И исправить ситуацию, по словам отечественных бизнесменов, может только государственная поддержка.

 

X