37 млрд тенге в прошлом году казахстанцы потратили на покупку школьной формы. При этом подавляющее большинство платьев и костюмов были завезены из соседних стран. Отечественные производители обеспечивают только 7% потребностей рынка. Но даже для этого объема материал приходится закупать за рубежом. В проблемах отрасли легкой промышленности разбиралась Светлана Пенькова.
«Качество очень хорошее. У нас первый национальный детский бренд казахстанский. Мы уже шестой год выпускаем форму, и у нас ее просто на «ура» забирают всю!».
Такая же востребованность, по словам бизнесменов, и у других 14 отечественных компаний, которые производят школьную форму. При этом до сих пор более 90% рынка в этом сегменте занято иностранными компаниями. Причину производители видят в плохой рекламе.
АСЕМ ЖУМАТАЕВА — ПРЕДСТАВИТЕЛЬ АССОЦИАЦИИ ЛЕГКОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ РК:
«Люди привыкли покупать школьную форму в Турции и России. И даже, наверное, не знают, что наши производители на сегодня могут достойную с дизайнерскими новыми штучками, просто превосходную модную форму пошить».
Дизайн формы отдан на откуп производителям. А вот требования к ткани – обязательны для всех, потому что от нее зависит здоровье ребенка. Школьная форма должна быть влагоустойчивой, воздухопроницаемой и гигроскопичной. Поэтому ткань закупают за рубежом.
МЕДЕТ ДИХАНБАЕВ — МАРКЕТОЛОГ КОМПАНИИ В СФЕРЕ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ:
«Текстиль такого качества, которое мы должны использовать в пошиве именно школьной одежды, на данный момент в Казахстане не существует. Пока наши еще не могут произвести. Если бы мы здесь приобретали текстиль, форма бы сильно подорожала».
АСЕМ ЖУМАТАЕВА — ПРЕДСТАВИТЕЛЬ АССОЦИАЦИИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РК:
«Дело в том, что в Кыргызстане очень сильно развиты субсидии, и у них легкая промышленность в приоритете, и их поддерживают. Поэтому они освобождены от многих налогов, и в себестоимости мы не всегда можем конкурировать».
Отечественные производители признаются, полностью закрыть потребность страны в ученической форме они не могут. Но увеличить свою долю с 7% до 30% – готовы хоть сейчас. Поэтому ведут бой, буквально за каждого покупателя. И главным козырем в этой в борьбе стало качество.
МАРАЛ — ЖИТЕЛЬНИЦА ГОРОДА:
«Два года подряд мы одну жилетку и брюки подряд носили, только удлиняла. А так меня устраивает пока все. Но пиджаки мы не брали, потому что особо не носим».
Некоторые предприниматели даже дают гарантию на произведенную форму.
МЕДЕТ ДИХАНБАЕВ — МАРКЕТОЛОГ КОМПАНИИ В ОБЛАСТИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ:
«Можно будет подойти в наш официальный магазин и обменять форму. Просто показать, у вас, соответственно, примут эту одежду, посмотрят. Если действительно ошибки были с нашей стороны, чтобы не было такого, что кто-то там ножницами резал специально, тогда обменяют, вообще без проблем».
Но, несмотря на все усилия, конкурировать с зарубежными аналогами в ценовом диапазоне наши производители не могут. А покупатели, при одинаковом качестве, но разной цене, конечно, выбирают то, что дешевле. И исправить ситуацию, по словам отечественных бизнесменов, может только государственная поддержка.