6:00 Прямой эфир «КАРИЯ» телехикаясы
6:45 Далее в эфире «ТОЙ ЗАКАЗ» бағдарламасы

”У нас свои люди”: спецЦОН меняет систему бронирования для борьбы с ”помогайками”

Страховка, переоформление, постановка на учет. Любая услуга за ваши деньги и никаких очередей! Такой заманчивый сервис предлагают в столичном автоЦОНе. ”Помогайки”, так именуют их в народе, теперь продают электронные очереди, пользуясь тем, что некоторые люди не разбираются в цифровых технологиях. Свои услуги они предложили и нашему корреспонденту Амине Манаевой.

Несмотря на карантин, в специализированном центре обслуживания населения посетителей меньше не стало. Большинство бронируют очередь онлайн на портале электронного правительства. Иногда приема приходится ждать неделю. Но если времени ждать нет, на помощь приходят так называемые ”помогайки”. К нашей съемочной группе они подошли, как только мы вышли из машины.

”- Делаем переоформление машины. – Сколько стоит? – За полчаса сделаем, будет 10 тысяч. У вас же есть ЭЦП? – Это законно? – Да, через компьютер онлайн сделаем. – Внутрь заходить надо? – Снаружи в машине сделаем. У нас внутри есть знакомый, через него делаем”.

Далее нам сказали занять очередь. Машина стояла рядом со зданием спецЦОНа, у всех на глазах.

”- Нам еще долго ждать? Просто мы уже минут 30 ждем. Парень сказал, что мы после… – Все, все где-то минут 15 максимум”.

Тем временем сотрудники ЦОНа и Департамента полиции проводили рейд, во время  которого задержали 10 человек. Они продавали электронные очереди и предлагали оформить страховку.

ЕРКЕБУЛАН АМАНТАЕВ – ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ДЕПАРТАМЕНТА ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГК ”ПРАВИТЕЛЬСТВО ДЛЯ ГРАЖДАН”: 

”Если Вы доверите этим людям свою электронную цифровую подпись, они могут потом использовать ее в своих целях. У нас в ЦОНе есть 10 столов самообслуживания, где наши сотрудники помогают посетителям с помощью ЭЦП получать услуги на портале Электронного правительства. Это бесплатно. Призываем граждан не давать свои личные данные и не платить деньги непонятным людям”.

При бронировании визита через сайт электронного правительства 1 человек может занять несколько очередей. Так и делали ”помогайки”, продавая свои брони посетителям. Теперь условия изменили. 

ГАНИЖАН АСАНУЛЫ – ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ДОБРОПОРЯДОЧНОСТИ АГЕНТСТВА РК ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ:

”Бронь допускается 1-му лицу только 2 дня подряд. Данное лицо должно обратиться в 1-й день. Если он вопрос свой не решает, бронь остается на 2-й день. А если бронь на 1-й день не использует, соответственно, во 2-й день он не сможет использоваться свою бронь”.

Кроме того, сотрудники спецЦОНа совместно с Антикоррупционной службой решили, что с 3 августа при бронировании очереди люди будут указывать свой ИИН и номер автомобиля. Тогда посредники точно не смогут предлагать свои услуги.

”Ходят тут люди, предлагают быстро очередь пройти. Но, думаю, что они не нужны. В ЦОНе все объясняют, сотрудники хорошо работают”.

”- Думаю, это незаконно, но вообще это удобно. – Почему? – Не надо лишний раз заходить, с кем-то ругаться. Его попросил, он тебе помог. – Так они же это делают за 10-15-20 тысяч? – Тем не менее, есть люди, которые не разбираются в том же сайте egov.kz”.

”- Если они помогают, Вы имеете в виду, ты пришел, не забронировал, дал денег и тебе все сделали? – Я считаю, что это не правильно”.

На время карантина спецЦОН работает с понедельника по пятницу с 9 утра до 3-х часов дня. Но теперь здесь принимают не только по онлайн-бронированию, но и по живой очереди. Это сделали для того, чтобы люди, приехавшие из других регионов, могли получить услуги.

X