Как воруют деньги  строители дорог в Казахстане

За последние 3 года более 100 руководителей и сотрудников различных дорожных служб уличены в коррупционных преступлениях. На строительство и содержание дорог из бюджета ежегодно  выделяются миллиарды тенге. Как показывает практика, часть оседает в карманах нечистых на руку чиновников и подрядчиков. Как воруют деньги, выделенные на строительство и ремонт дорог, и почему нам интересен опыт Татарстана? В материале Гульмиры Тасболат.

 

Процедура закупок – самый коррумпированный процесс в отрасли, заявили в антикоррупционном ведомстве. Состав конкурсной комиссии определяет сам заказчик. Зачастую единолично. Отсюда и лоббирование интересов подрядных организаций.

 

АНАР ЖАРОВА – И.О ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА ПРЕВЕНЦИИ АГЕНТСТВА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ: “Процесс принятие решения здесь характеризуется закрытостью и непрозрачностью. Не обеспечивается общественный контроль. Представители общественности в состав комиссии включаются только в тех случаях, когда сумма договоров по строительству и ремонту дорог превышает 2 млрд тенге. Это требование внутренних правил компании, что, на наш взгляд, такой критерий  является завышенным”.

Так же у антикоррупционщиков  есть претензии к составу комиссии, которая принимает новую дорогу. Как оказалось, в ней нет специалиста, который может определить качество работ. Это служба технадзора. Поэтому часто получается так, что новая дорога разваливается на глазах. А те, кто за  определенную мзду закрывают глаза на такие  нарушения и подписывают акт приемки нередко оказываются за решеткой. За последние 3 года  задержано более 100 сотрудников дорожной службы.  Несколько дней назад за взятку осудили экс-директора павлодарского филиала “Казавтожол”.

ЖАНАР ТУРЛУБАЕВА – СУДЬЯ ГОРОДСКОГО СУДА №2: “Койшыманова Калжигита Ермановича признать виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 366 ч2 УК “Получение взятки в значительном размере” и назначить ему наказание в виде штрафа в 40-кратном размере от суммы взятки, то есть в сумме 12 млн тенге”.

Вот так выглядят придорожные туалеты в Европе. А это – наши. Как оказалось, за 30 лет мы не построили ни одного  современного. Дорожники оправдываются, только недавно они поменяли советские стандарты придорожной инфраструктуры. На отсутствие приличных туалетов жалуются и иностранцы. Как тут развивать туризм. Ответ держит сам вице-министр индустрии и инфраструктурного развития.

 

БЕРИК КАМАЛИЕВ – ВИЦЕ-МИНИСТР ИНДУСТРИИ И ИНФРАСТРУКТУРНОГО РАЗВИТИЯ РК: “Мы эту критику принимаем, это очень серьезный вопрос. Я хочу сказать, что у нас проекты были старые, где строились площадки с отдыхом, с кирпичными туалетами. Сейчас уже не те времена, мы знаем. Поэтому мы сейчас стандарты поменяли, приняли новые. 4 вида санузлов утвердили. Мы хотим провести инвестиционный тендер”.

 

Также с начала года в коррупции уличены 5 сотрудников Комитета транспортного контроля. В основном они закрывали глаза на перевес большегрузных машин. Особенно осенью, когда камАЗы, груженные зерном, портили асфальт.

 

ОЛЖАС БЕКТЕНОВ  – ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ АГЕНТСТВА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ: “Мзду получают незаконно, мы страдаем, ездим по плохим дорогам, разбитым, транспорт наш страдает, нервы. То есть одна проблема тянет другую проблему за собой. По дороге Западная Европа – Западный Китай. Из-за того, что большегрузы ездят, дорога начала  рассыпаться на глазах, миллиарды тенге вложены государством”.

 

Дураки и дороги похоже уже давно беда не наших соседей. В антикоррупционном ведомстве привели в пример Татарстан. Ровные дороги, современная  придорожная инфраструктура, и ни одного коррупционного скандала. Наши обещают изучить их  опыт и применить в деле. Но когда  будем ездить по ровным дорогам без нервов, так и не сказали.

 

СООБЩЕСТВА ПЕРВОГО КАНАЛА ЕВРАЗИЯ

X